В Самаре сделали подводного робота

пресс-центр Самарского политеха

Ученые Самарского политеха совместно с конструкторским бюро "Талисман" и научно-производственной компанией "Сетецентрические платформы" сделали дрон-подлодку "Глайдерон" и испытали ее в реке Сок.

Робот успешно обследовал подводную часть опор железнодорожного моста через реку. С помощью дрона специалистам удалось составить карту глубин и рельефа дна вблизи моста. Кроме того, они получили акустическое изображение железобетонных опор переезда. А вот дефектов, представляющих опасность для дальнейшей эксплуатации моста, не обнаружили.

Для такой работы "Глайдерон" пришлось немного доработать. Специалисты изменили конструкцию винтов, чтобы аппарат развивал большую скорость и лучше держался на волнах, изменили балансировку и улучшили маневренность аппарата. Также инженеры дополнили базу данных "Глайдерона" сведениями о железнодорожных мостах и бетонных конструкциях. Новая версия программного обеспечения позволяет аппарату в полупогружном и подводном состоянии ходить в автоматическом режиме по выбранному маршруту и всё время придерживаться определённой глубины. Кроме того, "Глайдерон" снабдили специальным акустическим оборудованием, доставленным по спецзаказу из Жуковского.

̶ Под водой обычные камеры не эффективны, так как чаще всего диапазон видимости в реках России составляет от 20 сантиметров до двух-трех метров. Акустическая полезная нагрузка позволяет видеть в реке Сок на глубине до 60 метров, - рассказывает инженер- программист регионального учебно-научного центра по проблемам защиты информации региона Среднего Поволжья РУНЦ "Информационная безопасность" Екатерина Пантелей. - В области роботизированного оборудования для подводных исследований сейчас мало продуктов - это связано с особенностью работы под водой, так как это агрессивная среда для человека и оборудования. Более того, под водой радиосвязь работает только на сверхдлинных частотах, чтобы их уловить, необходимы мощные источники излучения, а их нецелесообразно ставить на аппараты нашего класса.

В Самарском политехе рассказали, что в дальнейшем "Глайдерон" сделают менее зависимым от оператора: специалист сможет подавать ему команды удалённо. Для этого разработчики будут еще модернизировать программную часть аппарата и совершенствовать системы связи. Также инженеры планируют изменить конструкцию лодки, чтобы она стала более маневренной на поворотах.

Сегодня традиционные подводные исследования гидротехнических сооружений, таких как дамбы, мосты, нефте- и газопроводы стоят дорого. Поэтому многие компании проводят их один раз в пять-десять лет. Специалисты уверяют, что использование "Глайдерона" позволит ускорить сам процесс таких исследований и сократить расходы.

Справка "РГ"

"Глайдерон" ‒ это многофункциональный робот. С его помощью можно проводить исследование акваторий и прибрежной зоны, брать пробы воды, воздуха и грунта, обслуживать гидротехнические сооружения, транспортировать небольшие грузы и даже боеприпасы. Сейчас "Глайдерон" учится спасать тонущих: со временем он будет подныривать под человека и тащить его к берегу. По сути в "Глайдероне" соединены в единую модульную конструкцию автономный надводно-подводный аппарат и беспилотный летательный аппарат (коптер, который снимается для работ на реке).