По его мнению, спрашивать за нарушения или неэтичное поведение курьеров на дорогах нужно с агрегаторов доставки. Именно они должны нести ответственность за весь комплекс услуг, который оказывают. "Агрегатор должен нести ответственность, в том числе и материальную, но это будет стимулировать его предъявлять требования к своим исполнителям", - считает Калашников.
Впрочем, по данным председателя общественной организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" Олега Павлова, процент жалоб на поведение курьеров минимален. А жалуются заказчики, в основном, на сроки доставки товаров и их качество.
Между тем, сама индустрия услуг доставки в настоящее время не требует специального законодательно-нормативного регулирования, поскольку на неё распространяются общие законы, в том числе о защите прав потребителя, убежден Калашников.
Другой вопрос, единые правила внутри отрасли. "На сегодняшний день все агрегаторы сами вырабатывают правила "методом тыка". Но я думаю, что в самое ближайшее время возникнет потребность в том, чтобы выработать какие-то унифицированные, наиболее оптимальные и эффективные правила. И я думаю, что их должны сделать сами агрегаторы, объединившись в саморегулируемую или просто ассоциацию - корпоративное сообщество", - сказал экс-сенатор.
У курьеров, к слову, такое сообщество уже есть - Союз курьеров России. Его главу Ивана Вайсса беспокоит огромная текучка среди коллег. Он отметил, что постоянно работает не более 15 процентов. А в случае возникновения конфликтных ситуаций с клиентами, увольняют очень быстро и зачастую даже не разбираются в причинах.
А вот проблема невыплаты зарплаты - не основная. И это при том, что во время пандемии были забастовки курьеров, жаловавшихся на задержку заработанных денег.
"На моей памяти ситуация с невыплатами зарплат - это единичные случаи, и в основном, если задержки и происходят, то это сутки-двое только из-за технических причин - банки, проводки денег, зачисление их на карту", - подчеркнул Вайсс.
По данным НСН, сентябрь отметился целой серией происшествий, произошедших с курьерами доставки еды. Один любвеобильный курьер после доставки заказа начал отправлять сообщения девушке, которая еду заказала, с предложениями провести вместе время. Другой и вовсе пытался завести отношения с малолетней клиенткой, посылая ей эсэмэски. Были также и случаи нападения курьеров на клиентов или просто на людей на улице.