Туризм для Москвы, как статья дохода

Туризм для Москвы - важнейшее направление экономического развития. В прошлом году он принес в бюджет города около 147 миллиардов рублей - почти в четыре раза больше, чем в 2010 году. Доля доходов от туристского потребления в бюджете Москвы в 2019 году составила около 5,3% всех доходов бюджета. Для сравнения: это больше, чем налоговые доходы Москвы от нефтегазового сектора.
iStock

По оценке BCG, туриндустрия Москвы обеспечивает развитие других 53 отраслей экономики. А совокупный вклад туризма в ВВП Москвы за 2019 год составил 5,4 миллиарда долларов, свидетельствуют данные World Travel & Tourist Council (WTTC). Каждая тысяча рублей туристских расходов приносит: 600 рублей прямого вклада в ВРП Москвы и 350 рублей косвенного с учетом мультипликатора, дополнительно стимулирует 500 рублей выпуска продукции или услуг в смежных отраслях, ориентированных на обслуживание туристов и 197 рублей поступлений в бюджеты всех уровней и фонды.

Между тем, за счет роста турпотока увеличивается и объем экспорта. Международный туризм обеспечивает рост городского несырьевого экспорта, заложенного в целях нацпроекта "Международная кооперация и экспорт".

- Туристская отрасль также вносит значительный косвенный вклад в экономику города за счет закупок товаров и услуг секторами, связанными с обслуживанием туризма, расходов, занятых в индустрии отдыха и туризма, а также за счет привлечения инвестиций в поддержание и развитие туристской инфраструктуры, - отмечает министр правительства Москвы, руководитель департамента экономической политики и развития города Кирилл Пуртов.

В прошлом году туристическая отрасль Москвы показала рекордные результаты: российскую столицу посетили 25,1 миллиона туристов, включая почти 5,8 миллиона иностранцев. Из стран дальнего зарубежья приехали 3,4 миллиона человек, еще 2,4 миллиона - из стран СНГ. Общий объем туристского потребления и оборота фестивалей составил 1073 миллиарда рублей, таким образом с 2012 года объемы туристского потребления выросли втрое - с 309,2 миллиарда рублей.

Рост турпотока простимулировал развитие гостиничного бизнеса. Среднегодовую загрузку московских гостиниц (в среднем по году выше 70%) можно сравнить с показателями Парижа, Амстердама и Лондона. В дни проведения ЧМ-2018 гостиницы Москвы были загружены на 90%. Туристическая индустрия напрямую влияет на развитие малого и среднего бизнеса, а также на рост занятости и самозанятости в отрасли гостеприимства и в смежных отраслях. Численность занятых в отрасли "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" по Москве в 2018 году составила 197,1 тысяч человек или 2,2% от общей численности занятых.

Только столичные городские фестивали ежегодно создают в среднем 6,3 тысяч торговых мест. С начала проведения фестивалей в них приняли участие около 30 тысяч предпринимателей, из которых более 16 тысяч из Москвы. Вместе с этим, туристская индустрия создает качественные и привлекательные зоны развлечений и отдыха, бенефициарами развития городской среды становятся не только туристы, но и жители столицы.

Ежедневно в городе проходит более 270 культурных событий, в том числе в музеях, которых насчитывается свыше 450, а также в 250 театрах. Много времени проводят горожане и гости города в кафе, ресторанах, барах и закусочных: с 2010 года их количество увеличилось более, чем в два раза до 13 тысяч заведений. Для занятий спортом в городе создано более 20 тысяч спортивных объектов.

Туристов привлекает и городское благоустройство. На обновленных улицах увеличивается пешеходный поток, растет выручка предприятий торговли и кафе. В центре города пешеходный поток увеличился более чем в два раза, а расположенные на этих улицах магазины и кафе начали получать дополнительную прибыль - плюс 20-30%. Таким образом, все бюджетные средства, вложенные в программу "Моя улица", окупились уже в 2018 году и с этого времени приносят городу чистый доход.

Местом притяжения стали и столичные парки - после их реконструкции посещаемость москвичами и гостями города в 2019 году по сравнению с 2012 годом выросла более чем в шесть раз. В числе самых популярных парк "Зарядье", созданный в самом центре Москвы. В 2018 году журнал Тime включил его в список 100 лучших мест мира. Ежедневно "Зарядье" посещают около 30 тысяч человек, а всего с момента открытия в сентябре 2017 года его посетили уже более 30 миллионов человек.

Ощутимый доход городу стал приносить и обновленный событийный календарь. Фестивальная программа Москвы не имеет аналогов в мире - ежегодно проводится более десятка мероприятий, которые привлекают не только миллионы москвичей, но и туристов со всей страны и даже мира. Напомним, в 2018 году Москва получила награду World Festival and Event City Award как один из лучших городов мира для проведения фестивалей. С 2012 года на пешеходных улицах и площадях регулярно проводятся современные тематические фестивали под брендом "Московские сезоны", в который входит около 60 различных мероприятий. Многие туристы из-за рубежа и россияне из других регионов сегодня планируют поездки, ориентируясь в том числе на календарь "Московских сезонов".

Например, рост числа туристов и экскурсантов в Москве в даты проведения зимнего фестиваля "Путешествие в Рождество" составляет около 15% по сравнению с предыдущим сезоном, а загрузка столичных гостиниц в этот же период выше на десять процентных пунктов. В общей сложности, в прошлом году на площадках фестивалей цикла "Московские сезоны" побывало более 65 миллионов человек. Общий объем дополнительного туристского потребления и оборота фестивалей 2011-2017 годов составил 1620 млрд рублей. Только поступления от проведения одного международного фестиваля "Путешествие в Рождество" в бюджетную систему Москвы составляет ежегодно порядка 14 миллиардов рублей.

Проведение крупнейших мероприятий мирового значения не только знакомит туристов с Москвой, но и создает благоприятный имидж для всей страны, стимулирует развитие региональных туристических маршрутов и приносит доходы всей туристической отрасли России. Чемпионат мира-2018 открыл Москву для новых стран. За время его проведения город посетило 4,5 миллиона болельщиков, объем их потребления составил 107,9 миллиардов рублей, дополнительные доходы московского бюджета - 14,8 миллиардов рублей. Прирост числа туристов и посетителей в Москве за время ЧМ-2018 по регионам: из Северной и Центральной Америки - в 2 раза, из Южной Америки - в 6,8 раз, из Африки и Ближнего Востока - в 2,3 раза.

А как же справилась индустрия гостеприимства города с кризисом пандемии? По предварительным данным, совокупный объем недополученных российским турбизнесом доходов по итогам первого полугодия оценен в 1,5 триллиона рублей в масштабе страны. За это же время Москва потеряла порядка шести миллионов туристских прибытий или около 55% совокупного турпотока. Потери туристского потребления для столицы только по итогам первого полугодия оцениваются в размере 270 миллиардов рублей, в результате чего недополученный объем поступлений в бюджетную систему Москвы оценивается в размере 37 миллиардов рублей.

После снятия основных ограничений в Москве фиксируется рост внутреннего туристического потока. Только за июнь-август в городе побывало свыше 1,5 миллионов туристов из российских регионов, что привело к росту оборота гостиничного сектора по сравнению с июнем на 81%, туристических агентств на 114%, сферы общественного питания на 87%. Происходит постепенное восстановление загрузки гостиниц: от средних показателей загрузки в 6,4% в апреле 2020 к 11% в мае и 17,1% в июне.

По словам Кирилла Пуртова, отрасль гостеприимства, относящаяся к сфере услуг населению, смогла пережить эпидемию и начала восстанавливаться прежде всего за счет программы поддержки пострадавших отраслей, реализованной на федеральном и региональном уровне. Правительством РФ и правительством Москвы своевременно были разработаны и реализованы различные меры - помощь с выплатой заработной платы, с кредитованием, отсрочки по налогам и страховым взносам, отсрочки по оплате аренды, создание новых каналов продвижения туристических услуг.

Комитетом по туризму города Москвы были представлены гранты на сумму 1,6 миллиарда рублей организациям, которые обеспечивали размещение медицинского персонала. В числе перспективных туристических направлений Москвы - ВДНХ. После запуска всех досуговых, образовательных и развлекательных проектов годовая посещаемость ВДНХ вырастет до 40 миллионов человек. Росту числа туристов будут способствовать организация на ВДНХ новых фестивалей. Появление новых культурных, досуговых и образовательных площадок, по прогнозу специалистов Ernst & Young, позволит увеличить долю семейной аудитории и посетителей с детьми на ВДНХ до 26%.

Кроме этого, Москва имеет значительный потенциал для специализированного туризма, а именно медицинского туризма, который в мире растет на 15-20% в год. На таких туристов рассчитан создающийся в Москве Международный медицинский кластер, где разместятся диагностический и терапевтические корпуса с новейшим оборудованием, госпиталь Сеульского национального университета и испанский центр лечения онкозаболеваний. Еще одно перспективное направление - образовательный туризм. В Москве, где расположены пять из десяти лучших вузов страны, ежегодно обучаются более 50 тысяч иностранцев и их число стабильно растет.

Справка "РГ"

Московский туризм в цифрах и фактах:

- Число коллективных средств размещения - 1760 в 2019 году;

- Число ночевок в коллективных средства размещениях в 2019 году - 41,9 млн;

- Численность размещенных лиц за 2019 год - 15,6 млн;

- Число туристских прибытий в 2019 году - 25,1 млн, из них 19,3 млн - российские туристы, 5,8 млн - ближнее и дальнее зарубежье;

- Экскурсанты: 58 млн в 2019 году;

- Объем туристского потребления и оборота фестивалей составил 1073 млрд рублей в 2019 году; прогноз потерь по итогам первого полугодия на 2020 год - 270 млрд рублей;

- Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения в 2019 году - 53,5 млрд рублей (2,7% от объема платных услуг населению);

- Услуги туристических агентств и туроператоров в 2019 году - 21,7 млрд рублей (1% от объема платных услуг населению);

- Доля занятых в отрасли "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" по Москве в 2018 году составляла 2,2% от общей численности занятых;

- Доля отрасли "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в ВДС Москвы составляет 0,7%;

- Доля инвестиций в отрасль в 2018 году составила 1,3% от всех инвестиций в основной капитал (по РФ - 0,5%);

- Доля доходов от туристского потребления в бюджете доходов Москвы в 2019 году составила около 5,3% всех доходов бюджета;

- По данным Мосстата, объем платных услуг сектора "Гостиницы и туризм" населению за январь-июль 2020 года составил 17,3 млрд рублей в текущих ценах, что на 58% ниже объема за аналогичный период 2019 года.