Банкиры не согласны с законопроектом, который нынешней весной правительство внесло в Госдуму с целью защиты интересов заемщиков. Ибо заложенные в него поправки к действующему закону "О потребительском кредите", в частности, запретят банкам обуславливать выдачу ссуды, например, покупкой клиентом страховки и дополнительных услуг.
Если право заемщика "на свободный выбор" будет нарушено, он сможет рассчитывать на возмещение ущерба: кредитор должен будет вернуть клиенту стоимость дополнительной услуги в двукратном размере. Поправки прошли первое чтение в Госдуме, из карточки законопроекта следует, что его следующее рассмотрение должно состояться в октябре.
Банки считают, что предложенный правительством законопроект может нарушить баланс интересов кредиторов и заемщиков, так как слишком расширяет права клиентов. АРБ считает "слишком размытыми", условия, когда заемщик может оспорить покупку у банка дополнительных продуктов или услуг. "В законопроекте нет упоминания, что взыскать ущерб за навязанные услуги заемщик может только через суд, - сказано в письме банкиров. - Получается, что клиент может потребовать денег без разбирательства, а банк, может, и не навязывал ничего", - поясняет начальник правового управления АРБ Сергей Клименко. Он напоминает, что с 2021 года банковские клиенты смогут направлять жалобы финансовому омбудсмену (такая процедура рассмотрения претензий уже есть в сегменте микрокредитования). Сейчас россияне также могут жаловаться на банки в Роспотребнадзор, ЦБ или обращаться в суд.
К тому же предполагаемое законопроектом наказание для кредитора - двукратная стоимость навязанной услуги, а закон "О защите прав потребителей" за аналогичное нарушение предусматривает штраф 50% от взысканной по суду суммы. То есть, два закона об одном и том же будут противоречить друг другу.