"Grand канкан" снимался несколько лет и отмечен особым подходом к материалу. Как рассказывает режиссер Михаил Косырев-Нестеров, все началось с того, что он случайно попал на спектакль Московского театра оперетты "Вольный ветер мечты", который ему невероятно понравился.
"Я купил билеты в первый ряд, - рассказывает режиссер, - и за месяц посмотрел все, что было в репертуаре. Захотелось познакомиться с этими дивными актерами: это же не просто драма, здесь нужно петь, двигаться, танцевать… А если нет настроения?! А если дома все плохо?! И я решил этот театр рассмотреть изнутри. Познакомили меня с его директором Владимиром Тартаковским, с ним я и поделился идеей походить в театр, узнать его ближе и так придумать сюжет фильма. И он дал мне полную свободу действий: я мог ходить когда угодно и куда угодно. Меня заприметил Герард Васильев, расспросил и посоветовал ходить не просто так, а с камерой. С разрешения директора был приглашен оператор Дмитрий Улюкаев, мы взяли камеру 4K, и вскоре в театре привыкли к странным людям, которые все снимают. Так я познакомился с ведущим солистом Павлом Ивановым и его женой Яной, они мне рассказали свою историю, как трудно распадался предыдущий брак, и как Яна упала во время спектакля и в результате травмы потеряла ребенка. Тогда и пришла идея показать эту историю в фильме, и чтобы они ее на экране повторили, сыграв самих себя.
Театр репетировал мюзикл "Брак по-итальянски", Филумену играла Елена Зайцева - звезда, примадонна, я к ней и подойти робел! К счастью, одна моя знакомая показала ей мои предыдущие фильмы "Океан" и "Поездка к матери" - и ситуация сразу переменилась. Теперь мы друзья. Много разговаривали, она рассказала про свою жизнь, про мужа и сложные отношения с сыном. И когда я предложил все это оформить в историю для кино, она согласилась - так возник "второй акт" картины. Роль сына в фильме сыграл Дмитрий Калязин, они даже внешне похожи; мужа - Антон Яковлев, он живет во Франции, много там снимается. Честно говоря, никто в театре не верил, что из этой затеи что-то получится. А когда посмотрели картину - это был шок: актеры оперетты не привыкли к такой мере откровенности".
Метод действительно не имеет аналогов: игровое кино выросло из наблюдений. Режиссер и оператор в буквальном смысле слова поселились в театре, ручной камерой снимая его закулисье, фрагменты репетиций и спектаклей, неприхотливые актерские посиделки, его звезд, дирижеров, костюмеров - будничную жизнь огромного комбината по производству развлекательных шоу. Потом эти кадры вошли в игровую ткань картины, сообщив ей документальную достоверность. Вступительный титр обещает истории "реальных событий, участники которых согласились стать героями фильма". Но, разумеется, рассказ пойдет не о пикантных коллизиях закулисья - итогом картины станет новое, очень близкое, как бы лично пережитое ощущение актерской профессии, этого двойного существования между безмятежностью сверкающих подмостков и реальностью собственных жизней с их неразрешимыми конфликтами и трагическими утратами. Здесь контрасты максимальны: романтическая вздрюченность какого-нибудь Фанфана-Тюльпана - и распад ушедшей любви, премьерное ликование - и потеря близкого человека, лучезарное музыкальное пиршество - и мрак зашедшей в тупик души. И все это - рядом, две параллельные, независимо протекающие жизни, сплавленные в судьбе одного человека - артиста.
В игровых сценах документальный стиль продолжается, и уже трудно понять, что идет от сценария, а что - от реальности и актерской импровизации. В главных ролях звезды Московской оперетты, обнаружившие серьезное драматическое мастерство. В какой-то мере это новое открытие знаменитых имен: "легкий жанр" просто не требует таких сторон талантов. Имена героев совпадают с именами исполнителей: мы смотрим истории реальных Яны и Павла Ивановых, Елены Зайцевой с ее волшебным голосом…
Если бы я писал рецензию, не мог бы не отметить перегруженность сценария душераздирающими коллизиями: здесь и несколько драм ревности, и конфликт "отцов и детей", и неизлечимый недуг, и невнятно показанная катастрофа с падением на сцене - героев преследуют 33 несчастья. То есть материал реальной жизни в чрезмерной концентрации тоже начинает выглядеть искусственно. Но это не рецензия, это непосредственное зрительское впечатление от фильма и предложенного им рискованного метода. И то и другое показались мне столь увлекательными, что я трижды посмотрел картину, все более влюбляясь в этот театр и в этих актеров, и до сих пор звучит в ушах голос Елены Зайцевой с ее ностальгической "Коимброй" из "Возраста любви", решительной Филуменой из "Брака по-итальянски" и роскошной Мадлен из "Бала в Савойе".
Найденный создателями фильма прием обеспечил непривычную степень интимности и доверительности: здесь не играют, а заново проживают сюжеты собственных судеб. Сама жизнь написала этот сценарий с присущими ей эмоциональными переборами; итог сражает натуральностью. Актеры театра открыли в себе новые возможности, кино нашло потенциальных звезд, которых близоруко проморгало - по всем троим, можно сказать, кинокамера плачет: киногеничные лица, недюжинные драматические дарования, абсолютная органика на экране, а еще и поют! Фильм уже получил несколько знаков отличия от международных фестивалей, включая два приза фестиваля музыкального кино в итальянской Парме "за интерпретацию истории на грани реальности" и номинации на премию MIFF Award в Милане оператора Дмитрия Улюкаева и актера Павла Иванова за роль актера Павла Иванова.
Михаил Косырев-Нестеров - самый европейский из наших режиссеров, работающий всегда в копродукции и взращенный на стилистике европейского кино. Его предыдущий фильм "Поездка к матери" был снят в Провансе с французской звездой Адель Экзаркопулос в главной роли и получил множество международных призов, включая Гран-при онлайн-фестиваля "Дубль дв@". "Grand канкан" только начинает свою фестивальную судьбу: впереди премьеры в Австрии, Колумбии, Чили, Испании, США. Московские зрители смогут посмотреть картину в программах российского кино Московского международного фестиваля в начале октября.