Специальный институт - идея членкора Академии наук СССР Исаака Минца, который уже в декабре 1941 года возглавил комиссию по созданию летописи войны. "Он обратился в Моссовет с просьбой выделить две легковые машины для поездок сотрудников комиссии, которым поручено собирать материалы, встречаясь с участниками обороны Москвы", - рассказал президент РАН Александр Сергеев.
По его словам, сейчас исследования истории ВОВ ведутся в 15 институтах академии. Но нужен отдельный, убежден директор Института российской истории (ИРИ) РАН Юрий Петров, который рассказал о громадном наследии свидетельств участников и очевидцев тех событий в ИРИ: "12 тысяч папок!" Говоря об источниках, которые стали доступны широкому кругу интересующихся историей недавно, он назвал и потрясающую работу комиссии Минца.
"Нашей общей задачей представляется доведение достоверных сведений о событиях военного времени до широкой аудитории, повышение исторической грамотности, в том числе и с помощью современных информационных технологий", - обратился к присутствующим председатель Российского исторического общества (РИО) и глава СВР Сергей Нарышкин. Он остановился на интересе к архивам, который заметен и по посещаемости сайта РИО. "Люди стремятся ознакомиться именно с подлинными документами эпохи. Свидетельствами непосредственных участников событий. Взятый в нашей стране генеральный курс на повышение общедоступности первоисточников является очень правильным и эффективным, - считает председатель РИО. - Не раскрою тайны, если скажу, что хранящиеся в Службе внешней разведки архивные документы военного времени тщательно нами анализируются. При всей нацеленности СВР на добывание упреждающей информации мы самым внимательным образом изучаем свою историю, чтобы извлечь из нее уроки на будущее".
По словам Сергея Нарышкина, период Великой Отечественной войны был важным этапом развития советской внешней разведки. "Несмотря на все трудности конца тридцатых годов, разведка сумела в самые сжатые сроки мобилизовать свои силы и ресурсы, внести весомый вклад в разгром Третьего рейха и его сателлитов. Кроме того, разведчики сыграли заметную роль в формировании и послевоенного мироустройства - от системы международной безопасности до военно-стратегического паритета.
Словом, и нам, и нашим последователям есть чему поучиться у поколения победителей. В преддверии векового юбилея разведки рассекречены новые подборки документальных материалов, стали достоянием гласности ранее закрытые сведения о героях невидимого фронта и их подвигах", - сообщил глава СВР.
Тему рассекречивания архивов продолжил глава Росархива Андрей Артизов, который видит свою профессиональную миссию в том, чтобы "сделать максимально доступным колоссальный архив отечественных и имеющихся у нас зарубежных источников о Второй мировой войне". По его словам, российские архивы располагают уникальными цифровыми технологиями. "А возможность свободно читать и изучать всю совокупность источников, безусловно, сужает поле для искажений и фальсификаций", - заключил Андрей Артизов.
Соорганизатором научного форума выступил Германский исторический институт в Москве. "То обстоятельство, что по прошествии трех четвертей века после войны российские и немецкие ученые вместе работают над раскрытием всех сюжетов военного прошлого, - знаменательная черта нашего времени, которая свидетельствует как об интернационализации науки, так и о сложившихся в последние годы прочных творческих связях наших стран", - заявил президент РАН Александр Сергеев.
Директор Германского исторического института в Москве Сандра Дальке подчеркнула, что "Германия, за очень редкими исключениями, осознала ту ответственность, которая ложится на нее в результате войны. Особенно это касается народов СССР и Восточной Европы, в наибольшей степени пострадавших от истребляющей ярости нацистов". Но вот вопрос, как быть честным историкам в ситуации политизации истории? "Постоянно меняющиеся условия нашей памяти об исторических событиях могут быть тщательно проанализированы лишь с глобальной и международной точки зрения, а также в соответствии со строгими академическими стандартами", - ответила Дальке.
Нарышкин поблагодарил немецкого директора за то, что она всегда "одергивает лжеисториков" из Польши, Прибалтики и Украины, которые извращают историю. На что научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян заметил, что и в Польше, и в Прибалтике есть адекватные ученые, с которыми вплотную сотрудничают наши историки.