29.09.2020 12:13
    Поделиться

    Какие идеи раскрутки агротуризма предлагают в ЦФО

    Почему субъекты агротуризма не могут в своем бизнесе добиться прибыли?
    Подышать свежим деревенским воздухом, попробовать натуральные продукты и просто немного отдохнуть от городской суеты желающих очень много: за границу сейчас ехать мало кто рискует, а в отдыхе люди нуждаются даже в кризис. Однако деревенские предприниматели, которые еще несколько лет назад на волне прогнозов популярности агротуризма открыли гостевые дома, о прибыли так и не говорят. "Туристов мало, средний чек невысок" - самая распространенная фраза о таком бизнесе на селе. Тем временем чиновники предлагают новые идеи раскрутки агротуризма.
    Владимир Смирнов/ ТАСС

    Свой продукт

    Уникальные липецкие деликатесы, местные ягоды, фрукты и овощи увозит с собой каждый гость региона, даже если приезжает просто по делам. А о гастрономических фестивалях, которые здесь до пандемии проходили почти каждые погожие выходные, и говорить не приходится: яблоки, клубника, сало от лучших производителей уже стали брендами территорий. И это, по мнению главы области Игоря Артамонова, необходимо использовать для развития туризма.

    Подписав соглашение о сотрудничестве с генеральным директором ОА "Росагролизинг" Павлом Косовым, Артамонов предложил представителям корпорации сделать новый финансовый продукт. Он отметил, что в Липецкой области продолжат поддерживать усадебную культуру, в том числе восстановление и обновление старинных усадеб, которые пока находятся в запустении. Они должны стать точками притяжения туристов, но для этого необходимы не просто интересные экскурсионные программы. Липецкие продукты питания, текстиль, посуда и прочее должны приносить прибыль отрасли, которая из-за пандемии потеряла едва ли не больше остальных.

    Однако начинающим предпринимателям - например, производителям местных сыров, колбас, фруктов и ягод, - сложно поставить на поток всю эту работу. Для этого нужно купить оборудование - к примеру, линии для упаковки. Но денег нет.

    - У каждой усадьбы должен быть свой бренд, чтобы именно за ним туристы ехали в Липецкую область. Пока этого никто не делал, это сложно. Мы готовы поддерживать схемы по лизингу своими средствами - субсидированием или программами, - сообщил Игорь Артамонов.

    Павел Косов согласился с такой стратегией, отметив, что в корпорации как раз находит поддержку тот бизнес, который не имеет возможности взять кредит в крупных банках.

    - Мы готовы инвестировать в новые проекты, - заметил он. - В том числе и в развитие агротуризма.

    Владельцу усадебного комплекса не нужно думать, как назвать объект и преподнести его: все это придумано до него

    Сейчас в Липецкой области насчитывается более полусотни усадебных комплексов, которые сохранились в большей или меньшей степени. Однако каждый из них так или иначе может быть приспособлен под туристический объект.

    Корова или оркестр?

    Примером успешного проекта по восстановлению стариной усадьбы может послужить комплекс Скорняково-Архангельское. Именно туда теперь съезжаются предприниматели со всей Центральной России - поучиться у инвестора, который теперь проводит джазовые фестивали и собирает на охоту "барышень и господ".

    Эксперты отмечают, что усадьбы имеют ряд плюсов перед другими видами туристических объектов. Сами по себе эти места уже когда-то были, а зачастую и остаются точками притяжения гостей. Строили их в живописных местах, а когда все пришло в запустение, эти территории так или иначе охраняли. К тому же, если не сохранился главный дом, могли остаться хозпостройки, а уж их можно приспособить подо что угодно.

    Но самое важное, о чем не нужно думать владельцу бизнеса на основе усадебного комплекса, - это о продвижении: как назвать объект, как преподносить его. Все уже придумано задолго до появления на этой земле новых хозяев. И те предприниматели, которые хотя бы раз посетили Скорняково, отмечают, что перспективы у подобных проектов самые радужные. Людям все чаще хочется особенного отдыха: музыкального вечера у камина, прогулок под звуки оркестра, танцев, которые напомнят о балах позапрошлого века. Однако эксперты подчеркивают: к агротуризму как к отрасли все это имеет лишь опосредованное отношение.

    - Кто такой агротурист? Предположим, я живу в шумной Москве, никогда не видела настоящей коровы, не сажала овощей на огороде и хочу это все попробовать. Я еду в деревню, и там хозяйка размещает меня во флигеле, а я помогаю ей по хозяйству. За деньги или за парное молоко к завтраку - это уже не важно, - говорит владелица этнодеревни под Курском Татьяна Сорокина.

    Татьяна выкупила несколько деревенских домов, восстановила их и лет пять назад, объединив комплекс зданий под названием "Хутор Песочное", стала принимать там гостей и проводить фестивали, причем именно "деревенские": здесь по старинным сельским обычаям празднуют Масленицу, Троицу, а в середине лета устраивают День жатвы. Надо собрать урожай на настоящем поле, косить траву, носить воду, - в общем, поработать. По мнению Сорокиной, это и есть агротуризм. Все остальное - проекты, в которых аграрный бизнес принимает лишь опосредованное участие. Например, поставляет деревенские продукты отдыхающим в гостиничном комплексе или проводит экскурсии по ферме, полю с клубникой или теплицам с цветочной рассадой. Примеров множество, но вот прибылью от туризма такой бизнес похвастать не может.

    Затратно и дорого

    Владелица белгородского фермерского хозяйства Лариса Бакшеева тоже принимает гостей. Но, как она говорит, исключительно для души. Лариса показывает быт сельского труженика, учит желающих рукоделию, но подчеркивает: деньги приносит продажа экологически чистых продуктов, которые выращивают в хозяйстве. На них есть спрос, и, наверное, теперь, когда все больше людей стали уделять должное внимание своему здоровью, этот спрос вырастет. И фермер делает все, чтобы продвигать на рынок свои товары, не опираясь на туристическую составляющую бизнеса.

    Что же касается гостей, то заработать на них бывает весьма проблематично. Главной причиной неудач в этих делах Татьяна Сорокина называет не растущие затраты на те же продукты для обеда или обслуживание гостей приглашенными артистами, а менталитет сельского жителя.

    - Агротуризмом ведь, как правило, кто занимается? Те, кто сам тоскует по деревне, - поясняет она. - Я как раз из таких. Праздник Троицы провела - вышла в ноль, на Масленице потеряла 50 тысяч. Все почему? Интерес к сельскому туризму есть, но наш гость - это человек интеллигентный, как правило, бюджетник, и он не может себе позволить долго жить у меня, наслаждаясь красотой и покоем этих мест, заказать прекрасный обед из натуральных продуктов. Мне говорят, что в курской столовой можно пообедать за 250 рублей, но я, даже если поставлю ценник в 300, в ноль не выйду. А мне ведь всегда хочется людей угостить, ничего не жалея. И мое дело живет благодаря тому, что его спонсирует муж, у которого свой бизнес, - ну и смирению супруга. Вот и все выводы.

    Поделиться