В Чечне начали тестировать генератор водорода для автомобилей

Инновационная разработка принадлежит молодому сочинскому автолюбителю Рамзану Ирипханову, ставшему участником первой чеченской акселерационной программы Zayed innohub. Идея - производство оборудования, которое позволит использовать воду как катализатор при сгорании топлива в грузовых и легковых автомобилях. Эта технология поможет снизить количество вредных выбросов в атмосферу и сэкономить на горючем.

Разработать проект помог Грозненский государственный нефтяной технический университет (ГГНТУ), инициативу поддержал филиал Фонда имени шейха Зайеда (крупнейшая инвестиционная компания в ОАЭ), который реализует в республике акселерационную программу для инноваторов.

- Наша цель - сконструировать максимально компактную установку под капот автомобиля, которая будет питаться от аккумулятора и при этом потреблять минимальное количество энергии, - объясняет идею Рамзан Ирипханов. - В разработке я отталкивался от классической электролизной ячейки, включающей семь пластин из высококачественной нержавеющей стали (в идеале - титан). На них подается ток, а затем с помощью разряда происходит разделение воды на водород и кислород. Эффективность агрегата зависит от разных факторов: частоты импульсов, покрытия пластин, его формы. Также рассматриваем и такое решение: добавлять в воду электролиты - катализаторы, которые позволят при меньших затратах энергии получать то же и даже большее количество гремучего газа.

Эта технология только начала завоевывать мировой рынок. Так, электролизные ячейки размером с контейнеры используют на крупных заводах, где на производстве нужен водород. В Китае выпускают тяжелые установки для очистки двигателей, а также для автогенных сварочных работ: при температуре 2800 градусов водородным пламенем плавят, режут и сверлят металлы.

- Сегодня двигатели внутреннего сгорания нельзя назвать высокоэффективными, поскольку в них от 25 (в бензиновых моторах) до 45 процентов (в дизельных) залитого топлива сгорает, так и не отдав энергию автомобилю, а остатки вылетают в выхлопную трубу в виде легких фракций. Хотя в современных машинах летучие соединения в систему очистки все-таки попадают, - продолжает Рамзан. - При добавлении водорода в воздушно-топливную смесь двигателя увеличиваются температура зажигания и скорость сгорания, благодаря чему горючее полностью сжигается внутри цилиндра. В перспективе водородные системы в состоянии удовлетворить многие энергетические потребности. К примеру, сейчас мы разрабатываем генераторы для сити-ферм в Арктике, которые установит компания "Гринбар" - тоже участник первой чеченской акселерационной программы Zayed innohub. Они заинтересовались этой темой, ведь в северных районах доставка топлива - дорогое удовольствие, поэтому актуально производить энергию на месте.

Бизнес-проект Рамзана Ирипханова родился из обычного хобби - автотюнинга. Уже не понаслышке зная об электролизе, в 2018 году он стал заниматься очисткой двигателей от углеродных накоплений. А в прошлом году представил свою разработку в инновационном центре в Объединенных Арабских Эмиратах.

- Мне тогда поступило предложение доработать идею на Ближнем Востоке, но и в нашей стране есть прекрасные специалисты и вся необходимая инфраструктура для создания генератора, - отметил инноватор.

Сейчас прототип тестируется на дизельных автомобилях. Одновременно ведется работа над упрощением конструкции - она должна быть надежной, крепкой, но при этом такой, чтобы водитель смог в ней разобраться и не обращался постоянно в сервис за помощью. Кроме того, данная система сможет осуществлять самодиагностику - отслеживать параметры двигателя, его температуру, внутреннее давление.

По мнению инициатора стартапа, она будет интересна автолюбителям, транспортным и строительным компаниям. Причем генераторы разрабатываются для разной техники: стоимость оборудования для грузовиков не превысит 200 тысяч рублей, для легкового транспорта - 50 тысяч.

Тем временем автомобили на водородных топливных элементах уже выпустили на рынок Honda, Toyota, Hyundai и ряд китайских компаний. Согласно прогнозам международного консорциума Hydrogen Council, основанного в Давосе в 2017 году крупнейшими отраслевыми компаниями, на водороде к 2050-му будут работать более 400 миллионов легковых машин, 15-20 миллионов грузовиков и пять миллионов автобусов. .

Подробности

Отборочный этап первой чеченской акселерационной программы прошли три проекта: веб-сервис продажи шаблонных дизайн-проектов Вали Саркиева, производство и обслуживание мобильных вертикальных ферм Анны Вититиной и разработка генераторов водорода высокой мощности Рамзана Ирипханова. Каждому Фонд шейха Зайеда выделил три миллиона рублей. Также авторам предоставили доступ к инфраструктуре ГГНТУ. В течение трех месяцев участники акселератора проходили обширную образовательную программу, итогом которой стала поездка в ОАЭ и встреча с представителями инвестиционного сообщества Ближнего Востока.

- Когда стало известно об акселерационной программе, мы и подумать не могли, что она вызовет такой интерес, - сообщил ректор ГГНТУ Магомед Минцаев. - Но, как показала практика, это действительно перспективное направление. И сегодня ребята ставят перед собой задачу - завоевать более широкую аудиторию. Мы возлагаем большие надежды на развитие научного парка вуза.