Евгений Водолазкин выступил на Пушкинском фестивале в Пскове

На Пушкинский театральный фестиваль в Псков приехал Евгений Водолазкин. На творческую встречу с писателем, автором романов "Авиатор", "Лавр", "Брисбен", пришли не только участники фестиваля, псковичи, но также гости города, отдыхающие сейчас, во время золотой осени, в одном из прекрасных городов России.
Пресс-центр "Театрально-концертной дирекции" Псковской области

Петербургский Театр "На Литейном" в этот же вечер представил спектакль "Лавр", билеты на который были проданы, можно сказать, мгновенно. Евгений Водолазкин рассказал о своем видении спектакля и ответил на вопросы читателей. Приводим ответы писателя.

О Пскове

- Псков я очень люблю. Признаюсь ему в любви в романе "Лавр", даже "перевел" сюда новгородских юродивых. Если человек пройдет по Пскову, увидит его храмы, он не может не полюбить его. Любовь рождается жизнью. Мои иностранные читатели рассказывают, что, прочтя роман "Лавр", полюбили Псков, очень им нравится юродивый Фома. Они увидели жизнь, о которой не знали. Когда я писал псковскую часть книги, несколько раз приезжал в Псков, смотрел фильмы, где присутствует город.

Псков фантастически красивый город. Его можно превратить в туристический, культурный, научный, центр. Красота учит душу. Дмитрий Сергеевич Лихачев не раз говорил, что возрождение России начнется не со столиц, а с "малых" городов. Если Псков станет по-настоящему университетским городом с упором на гуманитарные науки, это омолодит город.

К сожалению, беда многих университетских городов - не только в России, но и за рубежом, где я часто бываю, - сокращения учебных программ в магистратуре. За счет филологии, в основном. С ситуацией я знаком неплохо: мы в Пушкинском Доме имеем связь с псковскими коллегами. Русскую филологию сейчас объединили с английской. Если так пойдет, лет через 5-10 будет острая нехватка учителей русского языка и литературы. И это очень печально.

О театральных постановках

- Я некапризный автор. Если меня просят предоставить текст для постановки, я всегда это делаю - и считаю, что за дальнейшее отвечает режиссер. Никогда не даю советов, если меня не просят об этом. Театр, кино и литература - это разные миры. Нельзя одними и теми же средствами добиться того же результата в столь разных стихиях.

Спектакль петербургского Театра "На Литейном" "Лавр" в постановке Бориса Павловича великолепен. Формально он очень непохож на то, что я написал, но по сути - близок. Боря не злоупотреблял моим временем, ничего у меня не спрашивал, все делал сам. Я понимал, что мне не надо вмешиваться: он ответственный человек, талантливый режиссер. Спектакль, его концепцию я увидел на премьере. Был потрясен, насколько это хорошо, умно, тонко. Прекрасные режиссерские находки, замечательная сценография.

Фото: Пресс-центр "Театрально-концертной дирекции" Псковской области

Повесть "Близкие друзья" поставила в петербургском ТЮЗе Лиза Бондарь, и мне очень понравился спектакль. Инсценировку прекрасно сделала талантливый московский драматург Юлия Поспелова. Это немного отличается от того, что я написал, но мой принцип - не вмешиваться и смотреть сторонними глазами. Получился совершенно удивительный спектакль. На Малой сцене построили большой параллелепипед, зрители сидят в нем на крутящихся стульях, по периметру - огромные окна, за ними происходит действие. Я не люблю "понтов" в театре, но это мне понравилось. В одной из главных ролей - замечательный актер Николай Иванов, который когда-то играл в фильме "Вечный зов".

Вообще мне везет: нет ни одного спектакля по моим романам, о котором я мог бы сказать, что он мне не понравился. Некоторые я смотрел, правда, на видео, мне присылали, например, записи из Тольятти, Томска. В "Современнике" "Соловьева и Ларионова" поставил молодой режиссер Айдар Заббаров. В Томске идет пьеса "Пародист".

В ближайшее время ожидается несколько театральных премьер по моим текстам. В декабре планирует выпустить "Лавра" в МХАТе имени Горького Эдуард Бояков. В "Сатириконе" будут ставить "Близких друзей". В "Школе современной пьесы" Иосифа Райхельгауза работают над "Авиатором". В Нижнем Тагиле планируют постановку пьесы "Сестра четырех", которую я написал недавно, во время пандемии.

Об экранизациях

- Меня все время спрашивают: когда же снимут фильмы по вашим книгам? Это зависит не от меня. У моих книг счастливая судьба в театре - и какая-то затянувшаяся пауза в кино. Ко мне постоянно обращаются разные режиссеры или продюсеры с просьбой предоставить права на экранизацию того или иного из моих романов. Мы активно общаемся, а потом счастливое время обсуждений проходит - и они исчезают. Я чемпион в области переговоров.

Вопрос из зала: Если бы появилась такая возможность, какой из своих романов вы хотели бы увидеть в кино? И кого из режиссеров выбрали бы?

- Помечтать можно. Это могли бы быть, например, Сокуров или Звягинцев. Но я не уверен, что их зацепил бы "Лавр". Оба гениальные режиссеры, но они снимают о другом и в другом стиле. Высоко ценю Андрея Кончаловского. Но у него много своих планов. Был разговор с Кшиштофом Занусси. Он читал "Лавра" и думал о возможной постановке, но пока не представляет, как можно перевести его на язык кино. Павел Лунгин говорил в интервью, что хотел бы снять "Авиатора".

Я много общался с Александром Велединским, режиссером фильма "Географ глобус пропил". Он хотел снять "Лавра", но как-то не срослось. Это непростой материал. Я, возможно, предпочел бы другой роман для экранизации.

Вопрос из зала: Вы сами написали бы сценарий?

- Нет, я обычно отказываюсь делать это. Каждый должен заниматься своим делом. "Лавр" - единственный фильм, для которого я написал бы сценарий. Потому что знаю, как это сделать. У меня есть в голове конструкция, она очень отличается от романа.

О чтении

- Уже несколько лет уменьшаются тиражи развлекательной литературы, любовных романов, фэнтези и увеличиваются тиражи серьезной литературы.

Вопрос из зала: Что вы посоветуете обязательно прочитать?

- Многие книги могу посоветовать. Великолепный роман Владимира Шарова "Репетиции", "Самодержец пустыни" Леонида Юзефовича. Все романы Саши Соколова. Моя любимая повесть у Алексея Варламова - "Рождение". Очень сильный роман "Письмовник" Михаила Шишкина. "Обитель" Захара Прилепина, "Орфография" Дмитрия Быкова, "Женщины Лазаря" Марины Степновой. Книга Григория Служителя, актера Театра Женовача, "Дни Савелия" - очень добрый, умный и хорошо написанный роман. Романы Евгения Абдуллаева, пишущего под псевдонимом Сухбат Афлатуни (переводится с фарси как "Диалоги Платона"): "Поклонение волхвов", "Муравьиный царь". Очень сильные рассказы у Андрея Геласимова. Прекрасный писатель Александр Григоренко, прочтите его роман "Мэбэт" и повесть "Потерял слепой дуду". "Не кормите и не трогайте пеликанов" Андрея Аствацатурова, две книги Гузель Яхиной - "Зулейха открывает глаза" и "Дети мои".

Последнее сильное впечатление - книга Сергея Белякова "Весна народов" об Украине. У этого же писателя, кстати, великолепные книги "Гумилев сын Гумилева" и "Тень Мазепы: украинская нация в эпоху Гоголя". Хорошее впечатление на меня произвела книга Софии Синицкой "Сияние "жеможаха"". Это, конечно, субъективный список.

Вопрос из зала: Есть у вас любимый классик?

- Я бесконечно люблю Гоголя. Это недосягаемая величина для меня и самая большая загадка в русской литературе. Гоголь - великий мистик, великий метафизик, который совершенно непонятен на западе, в отличие от Толстого, Достоевского, Чехова. Читайте Гоголя, там есть все.