По информации некоммерческого партнерства "Национальное фитнес-сообщество", до пандемии в стране функционировали 13 тысяч объектов фитнеса, в отрасли трудились 768 тысяч человек. Сейчас 30 процентов фитнес-клубов закрылись, а 140 тысяч специалистов встали на биржу труда.
В профильном объединении утверждают: без существенной государственной поддержки к началу четвертого квартала рынок покинут до 50 процентов игроков. Тогда настанет пора перечислять отсроченные налоги, кредиты, арендные и коммунальные платежи. А к концу 2020-го - февралю 2021 года банкротами станут до 70 процентов российских спортклубов.
О какой же поддержке говорят представители фитнес-сообщества? Это, во-первых, разовая субсидия - полтора миллиона рублей на каждый объект, которые можно будет потратить на выплаты зарплат сотрудникам, погашение арендных платежей и кредитов. Во-вторых, увеличение предельного годового дохода, позволяющего компаниям применять упрощенную систему налогообложения, со 150 миллионов до двух миллиардов рублей.
Кроме того, существует проблема, связанная с наделением игроков фитнес-рынка статусом субъектов МСП. Максимальные пороговые значения для среднего бизнеса в РФ - это доход до двух миллиардов рублей в год и штат до 250 человек.
Однако в фитнес-индустрии представлены "человекоемкие" компании, которые при небольшом доходе выходят за предельное значение среднесписочной численности работников. Во время пандемии они не могли претендовать на невозвратные субсидии на выплату заработных плат, помощь с проведением дезинфекции. Лишены такие спортклубы и других преференций, положенных субъектам МСП.?Возможный выход из ситуации - изменение планки, связанной со штатом.
Ранее, кстати, российские законодатели уже установили более гибкие критерии отнесения предприятий легкой промышленности к малым и средним компаниям. Порог штата для швейных фабрик подняли с 250 до 1000 человек. Сейчас обсуждается схожая инициатива, направленная на поддержку малодоходных сельскохозяйственных организаций. Однако экономисты подчеркивают: инициативы о расширении критериев субъектов МСП должны быть четко аргументированы. Вносить подобные правки в законодательство следует только ради достижения актуальных социально-экономических задач, стоящих перед страной.
Что же происходит с фитнес-индустрией в регионах СЗФО? Один из крупнейших в стране поставщиков IT-технологий для торговли сравнил оборот онлайн-касс фитнес-центров в августе 2020-го и августе 2019 года. В Ленинградской области этот показатель снизился по сравнению с прошлым годом на 16 процентов, в Санкт-Петербурге - на 33 процента. Причем к концу августа в Северной столице все еще не работали 45 процентов несетевых заведений - хотя петербургским спортклубам разрешили открыться после карантина 6 июля.
Рынок фитнеса всегда являлся низкомаржинальным, развивает тему доктор экономических наук, профессор Северо-Западного института управления РАНХиГС Евгения Куклина. Неудивительно, что игрокам, которые не смогли работать в форсмажорных условиях, пришлось уйти. По мнению экономиста, сдерживать их уход искусственно не следует.
- Иначе наступит перенасыщение рынка - ситуация, при которой выбрасывается необычайно большое для данного рынка количество товаров и услуг, что закономерно приводит к существенному демпингованию, - поясняет Евгения Куклина. - Качество товаров и услуг, конечно, страдает. Но самое здесь важное то, что низкодоходные предприятия в условиях перенасыщения рынка практически всегда становятся банкротами. Пока не изменится ситуация с отложенным спросом на фитнес-услуги, попытки спасти всех игроков обернутся неэффективной тратой бюджетных средств. На мой взгляд, вливания должны быть избирательными и касаться только так называемых системообразующих компаний, которые формируют профиль отрасли. Кроме того, необходимо разделять бюджетные инвестиции в виде долгосрочных капитальных вложений и финансовую помощь в виде субсидий и дотаций. Первые приносят государству прибыль, вторые являются расходами бюджета.
Глава калининградской школы фитнеса, неоднократный чемпион и призер чемпионатов России и Восточной Европы по бодибилдингу Алексей Беккер уверен: истоки кризиса, который сейчас переживает отрасль, кроются в недостаточной работе по популяризации спорта.
- Это же прописная истина - человек, который занимается спортом, меньше болеет, - подчеркивает Алексей Беккер. - Но почему-то занятия спортом в нашей стране воспринимаются не как неотъемлемая часть жизни, а как что-то необязательное или роскошное.
Школа фитнеса Алексея Беккера во время длительного нерабочего периода ушла в онлайн. Однако калининградцы оказались не готовы к такому формату работы: у кого-то дома не нашлось места для спортивных занятий, у кого-то возникли проблемы с мотивацией, а многие просто не захотели тратить деньги на дистанционный фитнес. В основном с Алексеем остались его ученики из других регионов, которые и раньше занимались в школе в режиме онлайн.
- Когда фитнес-центрам разрешили работать, вернулись не все клиенты, - продолжает Алексей Беккер. - У меня количество учеников сократилось на 60-70 процентов, другие школы фитнеса тоже столкнулись с серьезным падением спроса. Очень жаль, что работа по популяризации спорта не велась раньше, но необходимо начинать ее прямо сейчас.
Наталья Калентьева, обозреватель газеты "Южноуральская панорама"
- Весной и летом многие южноуральские клубы и частные тренеры, оказавшись, по сути, в безвыходной ситуации, чтобы хоть как-то удержать клиентов, запустили онлайн-тренировки, причем, некоторые из них были абсолютно бесплатными, дистанционно писали программы питания и тренировок, раздавали клиентам в пользование оборудование клубов.
Открытие фитнес-клубов их владельцы и тренеры восприняли с энтузиазмом. Тем более, что с сентября до середины декабря у заведений обычно высокий сезон. Однако клиентов многие из них уже не досчитались. Кроме того, против офлайн тренировок сыграли онлайн-занятия. Кто-то, позанимавшись в этом формате, понял, что поддерживать форму можно и дома либо на уличных спортивных площадках, ведь в областном центре несколько полноценных площадок, которые представляют собой, по сути, фитнес-клуб на улице.
В любом случае, игроки рынка понимают, что фитнес-индустрия, как и многие другие отрасли, уже "мутировала" под воздействием коронавируса, и волей-неволей ей приходится подстраиваться под новые условия. Сами представители сообщества уверены, что рынок очистится и выживут сильные и востребованные тренеры. Свои клубы на плаву удержат лишь опытные руководители, которые смогут адаптировать свои заведения к новым условиям. Причем если крупным игрокам будет проще реанимироваться, благодаря большой клиентской базе и обороту, хотя и они ощутили на себе последствия трехмесячного простоя и многие работают в убыток по старым абонементам, то маленькие фитнес-клубы формата "у дома" рискуют не восстановиться вообще.
Александр Курусин, главный редактор газеты "Вечерний Оренбург":
После долгого простоя спортивные залы снова открылись и активно, если не сказать агрессивно, начали предлагать свои услуги. Не следует забывать, что это коммерческие предприятия, цель которых в первую очередь привлечение прибыли, а занятие населением спортом - продукт, который они предлагают, причём для платёжеспособной части населения. Спортцентры, которые смогут перестроиться и предложить востребованные конкурентные услуги выживут и будут развиваться. Возможно, это будет в ущерб массовости.
Конечно же, восстановление и развитие этой индустрии социально важно, и государство может оказать поддержку. Также, как и театрам, музеям, филармониям, киносетям и общепиту. И не обязательно только финансовую. Но при этом основные усилия, конечно же, должны быть направлены на популяризацию физической культуры и спорта, о которой говориться уже лет тридцать. У населения должна быть возможность заниматься спортом не зависимо от семейного бюджета. Только массовое увлечение спортом, доступность спортзалов могут помочь, в том числе и фитнес-индустрии.
Это расширенный вариант текста, сокращенный опубликован в печатной версии