Поделиться

Кто возьмет на себя рост расходов по доставке товаров - бизнес или покупатель?

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предупредила о двойном росте цен на доставку товаров из магазинов. Основную проблему онлайн-ритейлеры видят в новых СанПиНах, по которым, к примеру, запрещено доставлять в автомобилях бытовую химию и продукты питания одновременно. На фоне усилившейся конкуренции на петербургском рынке доставки продуктов эти изменения могут поменять расстановку сил на нем, считают некоторые эксперты.

- На мой взгляд, новые требования явно избыточные. Мы же все возим в собственной машине одновременно бытовую химию и еду, когда сами ездим за покупками. Если такие меры введут - конечно, это приведет к повышению расходов на доставку у магазинов и конечных потребителей. Вместо одной машины поедут две, - сетует Николай Хорт, основатель сервиса быстрой курьерской доставки Take.N.Go.

Если клиент заказывает стиральный порошок и бутылку молока, его заказ можно доставить несколькими путями: отправить к нему двух разных курьеров или одного и того же курьера дважды. В обоих вариантах стоимость доставки увеличивается ровно в два раза, дополняет Данил Шелехов, руководитель проекта Яндекс.Маршрутизация.

Однако технический регламент "О безопасности пищевой продукции" допускает совместную перевозку пищевых и непищевых продуктов, если их контакт при этом исключен, уточняет Алина Храмова, доцент кафедры коммерции и торгового дела Университета "Синергия".

Вряд ли компании пойдут на повышение цен на доставку, если таковое понадобится, уверен Илья Савинов, основатель компании Torrefacto. Те, у кого есть оборотные средства, скорее пожертвуют прибылью, чтобы удержать цены и привлечь новых клиентов, а повысят их уже потом. В конце концов, стоимость доставки могут компенсировать сами интернет-магазины, другой вопрос - как. Если удорожание доставки из интернет-магазинов для конечных получателей и случится, то из-за роста расходов у продавца, соглашается Мария Мартынова, эксперт "Курьер Сервис Экспресса".

При этом двойное увеличение цен на доставку кажется маловероятным, уверен Роберт Гаспарян, основатель проекта "ЯКурьер". Сейчас все больше компаний начинают пользоваться программными продуктами, которые оптимизируют маршрутную доставку, что, в свою очередь, ведет к удешевлению стоимости за один адрес. И если говорить про распределение по группам товара, то это вопрос нужного алгоритма в тех же программах. Скорее битва будет идти за самих водителей из-за быстрого роста рынка экспресс-доставок, прогнозирует эксперт.

Те компании, у кого есть оборотные средства, скорее пожертвуют прибылью, чтобы удержать цены и привлечь новых клиентов, а повысят их уже потом

Однако компании давно находятся в ожидании роста цен, уточняет Дмитрий Смирнов, директор по развитию бизнеса ИТ-компании "КРОК". Это связано и с повышением цен на топливо, и с инфляцией, а также с неизбежной консолидацией рынка. Если у потребителя и Минпромторга заявление АКИТ не встретит явных возражений, то это действительно будет означать очень скорое подорожание логистических услуг, возможно не вдвое, но на десяток-другой процентов точно, прогнозирует Смирнов.

Двойной рост цен будет только, если службы доставки захотят поднять цены вдвое и сделают это все сразу, соглашается Максим Набабий, директор по маркетингу фулфилмент-оператора FulEx. Иных предпосылок, кроме желания больше зарабатывать, без увеличения реального объема работы здесь нет. Но это маловероятный сценарий, потому что тут же появятся службы, готовые работать дешевле. И выиграют, конечно, те, кто "найдет в себе силы" удержать цены, дополняет Екатерина Вронская, эксперт маркетплейса "Спутник".

Возможен и другой сценарий: крупные службы, доставляющие товары из офлайн-магазинов, могут обзавестись собственными складами с продуктами и стать не посредником, а прямым продавцом, прогнозирует Виталий Кривцов, член экспертного совета по предпринимательству при МП Государственной Думы ФС РФ. Большая тройка знакомых всем "сетевиков" может значительно увеличить свою долю в онлайн-супермаркетах B2P, особенно если курьерами будут сотрудники ближайшего магазина, а постоянные клиенты будут знать их лично.

Есть и еще один серьезный фактор, напоминает Николай Хорт. Ведь крупного игрока на рынке доставки товаров до сих пор нет, особенно в B2C. Та крупная компания, которая первой решится на него выйти, - и выиграет. А забрать бизнес-аудиторию явно сложнее, чем "физиков", которые покупают еду и заказывают такси. Поэтому взять готовый сервис и на его базе быстро запуститься на весь рынок - вот ключ к будущему успеху.

Тем временем

Более насущной проблемой сегодня, по мнению Ильи Савинова, основателя компании Torrefacto, является трекинг местоположения курьера, а не стоимость услуги доставки. Для того чтобы конкурировать на рынке доставки из интернет-магазинов, нужно дать покупателям возможность удобно отслеживать местоположение курьера и поддерживать с ним связь. Неудобство взаимодействия с курьером заставляет покупателей искать альтернативные способы доставки, такие как постаматы.