Дмитрий Иванович, с чего начиналась история учреждения?
Дмитрий Кудрявцев: Мы свою историю ведем от Дмитрия Ивановича Менделеева. Он был не только выдающимся ученым-химиком, но и не менее выдающимся экономистом и метрологом. В частности, он разработал в России проект метрологической реформы, она предусматривала открытие сети поверочных палаток - учреждений, в которых поверяли гири, весы и другое измерительное оборудование, сравнивая его показания с эталонами Главной палаты мер и весов.
Дело в том, что в конце XIX века России требовался переход на привычную нам метрическую систему мер. Возник вопрос, как контролировать приборы. Стремительно развивалась промышленность, росла международная торговля, и необходимо было обеспечить точность измерений в глобальном смысле.
Первая поверочная палатка была открыта в Санкт-Петербурге 23 сентября 1900 года, а мы являемся ее прямым наследником и правопреемником. И по сей день метрология остается ключевым направлением нашей работы.
Развивались технологии, наша организация претерпела множество изменений, но мы никогда не теряли государственного статуса и сейчас входим в структуру Росстандарта, который, к слову, 15 сентября отметил 95-летний юбилей.
С какими заказами к вам чаще всего сейчас обращаются?
Дмитрий Кудрявцев: В метрологии это по большей части теплотехнические средства измерений, манометры, счетчики тепла и воды. Много заказов и на поверку электромагнитных, радио-технических и виброакустических, механических средств измерений. Ежегодно мы поверяем более миллиона средств измерений, проводим калибровку свыше 40 тысяч приборов и аттестуем более 40 тысяч единиц испытательного оборудования. Работы проводятся как на основной площадке в Санкт-Петербурге, так и в наших филиалах в Выборге, Волхове и Великом Новгороде.
По пищевой продукции мы ежегодно выполняем более 200 тысяч испытаний. Можно отметить высокий спрос на испытания круп, хлебобулочных изделий, молочных и мясных продуктов. В период пандемии спрос на такие испытания несколько вырос. Также много было обращений по поводу испытаний средств индивидуальной защиты: масок, перчаток, антисептиков.
Сейчас все предприятия и организации вынуждены работать в новых условиях из-за пандемии. Что изменилось в работе ФБУ "Тест-С.-Петербург"?
Дмитрий Кудрявцев: На нашу работу пандемия повлияла сразу с двух сторон. Во-первых, у нас были введены внутренние правила, касающиеся использования средств индивидуальной защиты, санобработки, дезинфекции, введен усиленный пропускной режим и так далее. С другой стороны, подобные изменения произошли и у потребителей наших услуг, и нам нужно было учитывать это в своей работе. Сложно? Да, конечно, это дополнительные требования, дополнительные ресурсы. Но в целом все предпринятые меры полностью себя оправдали.
А много брака выявляется при испытаниях?
Дмитрий Кудрявцев: Несоответствие нормативам находим примерно в 10 процентах испытанной пищевой продукции. Примерно такой же процент брака и по промтоварам и нефтепродуктам.
Важно отметить, что иногда производители, чтобы сократить издержки, удешевляют технологию, например прописывают в технических условиях присутствие наиболее дешевых ингредиентов. Но это не означает, что продукт сам по себе плохой, он качественный, безопасный, а если говорить про вкус, то кому-то нравится, кому-то нет, это индивидуально.
То есть за качество и безопасность продукции на потребительском рынке можно быть спокойным?
Дмитрий Кудрявцев: В целом да. К чести и производителей, и розничных продавцов, контроль при производстве и реализации налажен достаточно хорошо.
Региональные конкурсы по качеству, которые проводятся на базе ФБУ "Тест-С.-Петербург", подтверждают эти тенденции?
Дмитрий Кудрявцев: Да, вполне. Если говорить о региональном этапе "100 лучших товаров России" и конкурсе на соискание награды правительства Санкт-Петербурга за качество товаров, работ и услуг, который ведет Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, мы видим, что в регионе много ответственных производителей. Критерии отбора очень жесткие, предприятие-участник предоставляет всю техническую документацию, анализируются все сертификаты. Продукт, который претендует на победу, должен иметь самые высокие потребительские свойства. Как они определяются? Не только при измерении и сопоставлении, привлекаются независимые эксперты. Практика показывает, что компания, которая заявляется на конкурс, всегда предоставляет отличную продукцию. Вы скажете: а как же некачественные товары, которые иногда попадаются на прилавках? Важно понимать, что это в большинстве своем контрафакт, когда неизвестная фирма подделывает товар зарекомендовавшего себя бренда. Такие подпольные производители не заявляются на конкурсы и не пытаются получить сертификаты, они всеми силами стремятся остаться в тени, борьба с ними - задача контролирующих и правоохранительных органов.
Расскажите, пожалуйста, о лабораториях. Какое оборудование используется для измерений? Как гарантируется точность его работы?
Дмитрий Кудрявцев: У нас есть самое разное оборудование, от обычных пробирок до атомно-абсорбционных спектрометров. Есть и уникальные приборы. Например, у нас имеется государственный вторичный эталон массы, он установлен на виброизолированной плите массой более 30 тонн. Плита смонтирована отдельно от фундамента здания нашего Центра на улице Курляндской, что исключает даже минимальное воздействие на процессы измерений вибрации почвы от проезжающих мимо автомобилей, дорожных и строительных работ. Еще у нас есть "черная комната" - фотометрическая лаборатория, в которой измеряют характеристики световых приборов.
Для метрологических измерений у нас используется 17 вторичных эталонов различных единиц физической величины и свыше тысячи рабочих эталонов. Что это такое? В каждой стране мира есть эталоны метра, килограмма и других величин, они хранятся в научно-исследовательских институтах. На их основе сделаны вторичные эталоны, которые используются для создания рабочих эталонов, а их, в свою очередь, используют для конкретных метрологических исследований. Это все нужно, чтобы обеспечить предельную точность измерений. Правда, вопреки расхожему мнению, в качестве рабочего эталона массы у нас используется не металлический цилиндр, а компаратор массы, это специальный весоизмерительный прибор.
Каково значение вашей работы для жизни обычного человека?
Дмитрий Кудрявцев: Мы живем в мире, где измеряется все вокруг. У всех в квартирах стоят счетчики, мы покупаем продукты с определенным весом. Даже втыкая утюг в розетку, мы должны понимать, что он будет работать, если в сети имеется напряжение 220 вольт. Оно именно такое за счет измерения и контроля за электрической сетью. Метрология, как и стандартизация, буквально повсюду. Ни одна отрасль промышленности, ни одна сфера науки и техники, ни одно направление международного сотрудничества не может развиваться без стандартов и точных измерений. Роль метрологии, к примеру, стала заметна и в контексте пандемии. Для совершения покупок и торговых операций люди стали гораздо активнее использовать интернет, мобильную связь, сервисы по доставке, удаленные банковские операции... Все эти технологии основаны на точных измерениях.
Метрология и сертификация - это очень узкие сферы. Где готовят специалистов? Есть ли в отрасли кадровый дефицит?
Дмитрий Кудрявцев: В Петербурге несколько вузов имеют кафедры, где готовят специалистов по метрологии, а также по стандартизации и сертификации. Выпускники идут не только к нам или в учреждения Росстандарта в других регионах, они устраиваются на предприятия, где непосредственно следят за точностью работы оборудования. Для нас кадровый вопрос остро не стоит, но, что скрывать, от хороших специалистов мы не отказываемся, наоборот, активно привлекаем.
На днях ФБУ "Тест-С.-Петербург" отметило юбилей. Как он прошел?
Дмитрий Кудрявцев: Конечно, мы хотели сделать грандиозный праздник, но в наши планы вмешалась пандемия. Мы посчитали неправильным проводить массовые мероприятия, чтобы не подвергать риску наших сотрудников. Но мы поощрили наших работников, лучшим вручили награды от государственных органов исполнительной власти, конечно, поздравили ветеранов.
С чем Центр подошел к сегодняшнему дню и какие планы на будущее?
Дмитрий Кудрявцев: Мы выполняем довольно большой объем работ, к нам едут со всех регионов Северо-Запада. Развиваем и услуги, связанные с выездом к заказчикам. Уже скоро у нас вступит в строй передвижная весоповерочная установка на базе грузового автомобиля, будет вводиться в строй новейшая установка для поверки компактных теплосчетчиков. Есть планы на приобретение безэховой камеры - это очень сложное, но очень нужное оборудование, в Петербурге его нет ни у кого. Сейчас в каждом доме находится множество приборов, и их нужно контролировать на электромагнитную совместимость. Для этого как раз и нужна безэховая камера. Это очень дорогостоящая инвестиция, цены на такие камеры варьируются от 40 до 100 миллионов рублей, причем по размеру это оборудование занимает этаж жилого дома. Мы рассматриваем возможность приобретения такой камеры и установки ее в нашем филиале в Великом Новгороде. Сейчас, когда проводится много разработок в цифровой сфере, данное оборудование будет очень востребовано.
Но самый наш главный капитал, наше конкурентное преимущество - это люди, наши сотрудники, как и наши отношения с нашими заказчиками, для которых мы хотим быть надежными деловыми партнерами, современным центром компетенций.