Как попасть на экскурсию на Минский завод карьерных самосвалов
От Минска до Жодино всего час езды. Но за это время не только перемещаешься в пространстве, но и кажется, что становишься меньше ростом. И те легковушки, которые ехали рядом по трассе, выглядят модельками в старом добром масштабе 1:43 по сравнению с гигантскими карьерными самосвалами, у самого маленького из которых колесо почти в два моих роста.
Жодино и завод БелАЗ стали первым пунктом программы российских и союзных журналистов, освещающих работу VII Форума регионов Беларуси и России.
Самым большим по грузоподъемности на сегодня остается самосвал на 450 тонн. Их всего три, один из которых уже пять лет работает на Кузбассе. Два остались в Беларуси. А тот 700-тонник, макет которого я видел три года назад в демонстрационном зале, - огромный самосвал с низко расположенной кабиной, в которую не надо карабкаться по лестницам с несколькими "пролетами", так и остался концепт-каром, по словам одного из организаторов. Самая же востребованная модель берет на борт "всего" сто тридцать тонн.
- Все упирается в шины. Для таких самосвалов необходимы специальные, это штучное производство. И потом - должен быть конкретный заказ на производство, которых пока на эту концептуальную модель нет, - рассказал мне Андрей Шамин, инженер по научно-технической информации, один из организаторов мероприятия на заводе.
Пандемия коронавируса, конечно, повлияла на рабочие процессы, признал он. В частности, снизилась активность сотрудничества с Россией. Но завод добирает заказы дальним зарубежьем - Индия, Индонезия...
На Россию, кстати, приходится до 50 процентов экспорта предприятия. Исходя из информации пресс-службы предприятия, с января по июнь 2020 года продукция, в том числе 169 единиц техники, была поставлена в 20 стран мира, 13 из которых - страны дальнего зарубежья. На внутреннем рынке реализовано 11,7 процента продукции БелАЗа, на экспорт отправлено 88,3 процента (темп роста 34,7 процента), из них в Российскую Федерацию - 37,5 процента, в другие государства - члены СНГ - 11,3 процента.
В целом ведущими потребителями белорусской карьерной техники на мировом рынке с начала 2020 года стали Россия, Индия, Монголия, Казахстан, Узбекистан, Украина, Польша, Армения, Алжир, Болгария, Босния и Герцеговина.
Так что простоев производства не было и нет, все восемь тысяч человек постоянно заняты. Что же касается зарплат, то озвучить мне смогли только среднюю по предприятию, которая составляет 1300-1400 белорусских рублей. В переводе на российские - примерно 40-42 тысячи рублей.
Кстати говоря, БелАЗ можно посетить и в рамках обычных экскурсий, цены на которые начинаются от десяти белорусских рублей (300 российских) за вход на предприятие. И не просто посетить, но и покататься на одном из самосвалов по испытательному полигону. Это, конечно, дороже: весной текущего года, например, стоило около 3,5 тысячи российских рублей, но понятно - гораздо интереснее! А для тех, кому не чужда романтика, есть возможность даже устроить праздник для любимой девушки - День святого Валентина в мире больших машин.
Производство карьерных самосвалов БелАЗ может быть локализовано в России. Об этом сообщил замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов, конкретизировав, что предложение белорусских коллег "мы взяли в активную проработку, я думаю, что такой проект также может быть реализован". В качестве региона для размещения производства может быть выбрана Брянская область.