Только в России объем перевозок пассажиров на внутренних авиалиниях в августе превысил показатели 2019 года. В Китае, они, напротив, оказались ниже на 20%, в Японии и США - почти на 80%, а в Австралии - и вовсе более чем на 90% ниже уровня прошлого года.
Правда, в целом объем авиаперевозок в августе в России оказался на 28% меньше показателей августа 2019 года. Негативную роль сыграло то, что большинство зарубежных направлений по-прежнему закрыты из-за пандемии нового коронавируса.
"Парк воздушных судов, который раньше использовался на международных маршрутах, направляется теперь авиакомпаниями на внутренние авиаперевозки, что способствует снижению цен на авиабилеты. При этом, с увеличением интенсивности полетов у авиакомпаний восстановились все основные расходы и обязательства по платежам, увеличилась потребность авиакомпаний в оборотных средства", - пояснили "РГ" в Росавиации. Как отметили в ведомстве, стоит продолжить секторальные меры государственной антикризисной поддержки авиакомпаний.
С этим мнением согласны эксперты. "Компании вышли в зону рентабельности, так как стоимость нефти упала, а с этим снизилась и стоимость авиакеросина. А аэропортовые сборы в России перевозчики оплачивали в рублях", - отмечает замдиректора Института инженерной экономики и гуманитарных наук Даниил Квон. Однако в отсутствие полетов по международным направлениям чтобы хоть как-то заполнить свободные самолеты, авиакомпаниям пришлось демпинговать, добавляет глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. "У российских авиакомпаний не было возможности поставить более высокие тарифы, так как они балансировали на грани эластичности спроса. На это указывает показатель занятости пассажирских кресел. Если в августе 2019 года он достигал 89,2%, то в этом году - 85,5%", - поясняет он.
В итоге уровень тарифов, сложившийся в августе 2020 года, обеспечивает лишь "околонулевой" уровень операционной рентабельности. Но при этом в предыдущие годы деньги, получаемые в августе, позволяли компенсировать потери первого квартала и даже получить какой-то запас финансовой устойчивости на 4-й квартал. Сейчас авиакомпании проедают все заработанное, не сокращают долги и не делают накопления, говорит эксперт.
Потому четвертый квартал будет довольно сложным для авиаперевозчиков. Пока авиакомпании наращивают задолженность перед лизингодателями и банками, указывает Пантелеев. Отрасли нужна дальнейшая поддержка, считают эксперты.