В Гражданскую войну белые воевали на танках иностранного производства. Новейший на тот момент французский легкий Renault FT-17 прекрасно справлялся с задачами, которые тогдашняя военная мысль ставила перед гусеничной бронетехникой: сопровождение и поддержка пехоты в атаке, прорыв вражеских заграждений и зачистка окопов. Собственных танков у России тогда не было - не успели выпустить, хотя работы шли с конца XIX века. Вот броневиков хватало, в том числе на базе зарубежных автомобилей.
Как бы то ни было, в 1919 году красноармейцы 2-й Украинской советской армии в бою под Одессой добыли несколько Renault FT-17. Один из них отправили в Москву в подарок Ленину. С бронированным чудовищем ознакомился начвоенмор Лев Троцкий, танк принял участие в первомайском параде на Красной площади - первом военном параде при советской власти. Было решено наладить производство собственных танков на базе трофея. Головным предприятием выбрали "Красное Сормово" - тут трудились инженеры и рабочие, накопившие опыт создания сложной техники, включая бронепоезда.
В Нижний танк прибыл разукомплектованным и без сопроводительной документации. Многие ключевые узлы отсутствовали. Руководить коллективом разработчиков назначили инженера Центроброни комиссара Ивана Гаугеля. Была налажена кооперация с АМО, Ижорским и Путиловским заводами, прикомандировали к "Красному Сормову" и двух французских коммунистов, ранее работавших на заводах "Рено".
- Многое приходилось разрабатывать с нуля, но конструкторы справились, и первый танк вышел из ворот завода в начале сентября 1920 года, - рассказывает Сергей Васильев, руководитель общественной приемной комитета Госдумы РФ. - Впервые в мире машина имела пушечно-пулеметное вооружение. После испытаний в конце ноября того же года танк приняли на вооружение РККА. Всего было выпущено 15 машин, все именные. Первый танк назвали "Борец за свободу товарищ Ленин", это имя можно встретить в публикациях как обозначение типа танка, что неверно. Он назывался "Рено Русский", а также "КС" ("Красное Сормово") и "М" (малый). В войсках его эксплуатировали до 1930 года, после чего стали использовать как учебную машину. В боях не участвовал.
В годы Великой Отечественной "Красное Сормово" выпускало ставший легендарным средний Т-34, - продолжает Сергей Васильев. - Мало кто вспоминает, что в войну еще как минимум один горьковский завод выпускал танки - это ГАЗ.
Здесь осенью 1941-го разработали легкий Т-70, группу конструкторов возглавлял Николай Астров. Танк получил более толстую по сравнению с предшествующим Т-60 броню (45 миллиметров), усиленный двигатель и пушку-сорокапятку вместо 20-миллиметровой у предшественника. На вооружение Т-70 приняли в январе 1942-го, и какое-то время он считался лучшим легким танком РККА, став по количеству выпущенных экземпляров вторым танком Великой Отечественной. По характеристикам Т-70 превосходил немецкий PzKpfw II и японский "Ха-Го".
Кстати
Нельзя обойти молчанием и бронеавтомобиль БА-64, также выпускавшийся на ГАЗе. Горький стал и учебным полигоном для освоения британского танка "Матильда-II", прибывавшего по ленд-лизу. А на Выксунском заводе дробильно-размольного оборудования с начала 1930-х годов выпускали броневики, в том числе БА-20. С сентября 1941 года - бронекорпуса и башни для Т-60, Т-70, Т-34 и самоходок СУ-76.