30.09.2020 16:31
Поделиться

Почему стратегия развития Екатеринбурга перестала работать

В июньском спецвыпуске "Российской газеты" "Города Урала и Западной Сибири" вышло интервью главы Екатеринбурга Александра Высокинского "Свой план", в котором он делится мнением о том, "как разработать стратегию развития города, чтобы она работала". С рядом положений, высказанных Высокинским, можно согласиться, с другими нет.
Архив Виктора Карпова

Успешное развитие Екатеринбурга в нулевые годы позволило высоко оценить первый стратегический план, принятый в 2003 году. За 10 лет город стал одним из лидеров социального и инновационного развития и претендентом на проведение в России ЭКСПО. С международной выставкой руководители региона связывали дальнейший отрыв Екатеринбурга от конкурентов. Но выставка не состоялась - и город "завис" в развитии. Стали падать реальные доходы населения, объем розничной торговли, другие показатели. Столица Урала уступила третье место в стране Новосибирску, стала снижаться численность населения, по многим позициям нас обогнали Казань, Тюмень, Томск, Воронеж и другие территории. Екатеринбург выбыл из первой десятки инновационных городов России, хотя именно у нас проходит ежегодная международная выставка "Иннопром". По многим важным показателям - качеству и комфорту жизни, благоустройству, социальному развитию, а также по размеру средней зарплаты, объемам строительства жилья на человека в год, его доступности для покупателей, социальному обустройству новостроек - Екатеринбург обогнала Тюмень. Город становится все менее привлекательным для населения.

Проблемы увеличиваются, не находя решения в стратегических документах. Складывается даже впечатление, что Екатеринбург не хочет стать городом инноваций и прогресса, мерилом которого являются комфорт, экология и эффективность, а также снижение расходов, тарифов, цен для горожан. Все услуги в Екатеринбурге, увы, только дорожают. Сам факт того, что на десятилетие город остановился в росте, а в доходах населения стабильно деградирует, говорит о том, что нынешний его стратегический план несовершенен.

Какими же принципами нужно руководствоваться для успешного социально-экономического развития, роста привлекательности?

На мой взгляд, прежде всего это постоянный и опережающий другие города рост зарплаты и реальных доходов населения. Данный показатель должен быть определяющим и постоянно оцениваемым населением и властями. Стратегический план должен давать четкий ответ, как доходы будут расти, у кого и насколько.

Определяющими для населения являются также социальный и коммунальный комфорт, низкие расходы и затраты на ЖКХ, общественный транспорт, цены на основные продукты, лекарства, медицину, образование и т.п.

При этом экономия затрат для низкодоходной части населения не менее важна, чем рост ее доходов и социальных пособий. За Екатеринбургом, увы, уже закрепилась сомнительная слава "дорогого города".

Доступное и комфортное жилье для различных групп населения создаст городу безусловные преимущества перед другими.

Стратегическое значение для Екатеринбурга имеет метро. Его обязательно надо строить, и притом полноценно, то есть сразу три ветки. И скоростной пригородный трамвай в придачу. Во-первых, это выгоднее и дешевле. Во-вторых, именно метро сформирует реальный генплан города, а скоростной трамвай даст перспективу пригородам, усилит их привлекательность. Необходимо обеспечить полноценное развитие пригородных поселков и городов-спутников на основе массового индивидуального строительства. Екатеринбург должен стать городом богатых и полноценных собственников жилья и земли.

Екатеринбург также должен стать городом малого бизнеса и предпринимательства, его областным центром за счет отраслевой кооперации и объединения малых предприятий в ассоциации и союзы, в том числе для продвижения продукции на экспорт. Выставка "Иннопром" должна стать катализатором развития малого бизнеса и механизмом продвижения его товаров на экспорт, в перспективе же сделать Екатеринбург центром экспорта всей российской продукции.

Развитие города имеет несколько предпосылок, важнейшими представляются две. Во-первых, город сможет успешно развиваться только совместно с областью и в интересах всей области, а не только ради своих жителей. Тогда нас будет уже почти 4,5 миллиона человек. Жители глубинки должны видеть в Екатеринбурге реальные возможности развития для себя и детей. Для этого область должна развивать транспортную инфраструктуру, малую авиацию.

Во-вторых, потенциал опережающего развития Екатеринбург может реализовать лишь в союзе с Челябинском в составе межгородской агломерации. Достояние обоих городов - территория между ними, горно-озерная зона Урала. Именно здесь должно сконцентрироваться будущее развитие межгородской агломерации на основе уже имеющихся населенных пунетов и производств, а также привлекательных природных и климатических условий.

Создание агломерации отвечает наиболее эффективным принципам современного стратегического развития в мире и выводит нас на вторую позицию в стране с потенциальной численностью населения на первом этапе до 8-10 миллионов человек. Она должна стать привлекательной для жителей других регионов страны и стать в будущем основой социально-хозяйственной агломерации "Большой Урал", включающей также Башкирию, Пермский край, Удмуртию, Курганскую область с потенциалом уже до 20 миллионов жителей. Центром данного образования должен стать мегагород Екатеринбург-Челябинск.

Традиционное развитие миллионников Екатеринбурга и Челябинска уже не имеет будущего: скорее всего, они, соперничая между собой, даже испортят себе перспективы эффективного развития. Тогда как, объединившись, многократно увеличат свой потенциал и станут полноценными лидерами.