Поделиться

    Предприятия легпрома на Урале затеяли масштабную модернизацию

    В наших магазинах по-прежнему немного продукции отечественной легкой промышленности: до 60 процентов внутреннего рынка занимает импорт. Тем отраднее, когда на Урале открываются не только металлургические или машиностроительные, но и современные текстильные и швейные производства, готовые предложить землякам достойные вещи.
    Татьяна Андреева/РГ

    Цифровой закройщик

    На днях в столице Урала открылась первая в регионе цифровая швейная фабрика. Это детище екатеринбургского дизайнера и предпринимателя Дмитрия Шишкина. Мастера здесь работают по принципу открытой кухни: через прозрачные перегородки видно, кто чем занят - швеи строчат на машинках, другие сотрудники упаковывают готовые комплекты… Но, оказывается, ручного труда здесь меньше, чем кажется на первый взгляд: модели одежды создают в компьютерной программе с помощью 3D-моделирования.

    - Я раскладываю бейки на футболки, - поясняет конструктор-универсал одежды, у нее на экране таблица с разноцветными полосками. - Цвета означают размеры, в программе есть детали под каждый из них: видно, какая понадобится длина раскладки, сколько ткани нужно на изделие.

    После утверждения всех параметров модель переводят в электронный вид и затем с помощью плоттера изготавливают бумажные лекала. Вот из него вылезают выкройки пальто из спортивной коллекции, которая создается при поддержке Минпромторга России. Кстати, высокого уровня автоматизации этапов разработки, проектирования и частично производства компания достигла, участвуя в нацпроекте.

    - Среди мер господдержки малый и средний бизнес получает компенсацию на приобретаемое в лизинг оборудование, субсидирование процентных ставок по кредиту. Ведь продукция легкой промышленности, в отличие от других, реализуется с отсрочкой платежа, при этом требуются оборотные средства на закупку сырья, - поясняет замглавы ведомства Виктор Евтухов.

    За его спиной стучат вышивальные машины - файл с рисунком в них загружают тоже онлайн. Человек нажимает кнопку - и картинка оживает на ткани. Роботокомплексы на предприятии выполняют треть всех операций, а производят здесь ни много ни мало 40 тысяч изделий в месяц и около 500 тысяч в год. По словам Евтухова, конкурировать на мировом рынке нашим производителям реально, лишь применяя цифровые технологии.

    Челнок ускорился

    Не каждый модельер сегодня решится открыть даже обычную швейную фабрику: нужны крупные инвестиции в оборудование, качественные материалы. Однако оживление текстильного производства в регионах даст еще и возможность сэкономить. Так, Свердловский камвольный комбинат, один из трех сохранившихся в стране, выпускает ткани для форменной, корпоративной, повседневной одежды.

    - За последние пять лет мы провели масштабную модернизацию, например, полностью обновили ткацкое производство, начав выпуск более эластичных тканей, а новые прядильные машины сделали пряжу для их изготовления тоньше. Прежде всего это необходимо, чтобы соответствовать запросам рынка, - говорит директор комбината Екатерина Даринцева.

    Взыскательный потребитель оценивает в первую очередь именно материал, его износостойкость и экологичность, ставшую ныне модной. Для получения продукта высокого качества сотрудники прогоняют пряжу через вытяжной прибор несколько раз. Она закручивается в бобины размером с бочку.

    - Нашими тканями интересуются не только швейные фабрики, но и дизайнеры, владельцы собственных брендов. Вместо работы с посредниками на зарубежном рынке им удобнее и дешевле приобрести отечественные материалы. Сейчас мы планируем загрузку производства с учетом интересов малого бизнеса, заказывающего небольшие партии и желающего получать их быстро, - рассказывает коммерческий директор Юлия Кириллова.

    В новом цехе, заработавшем лишь четыре месяца назад, людей едва можно разглядеть. Оператор обслуживает сразу несколько машин: на новых станках челнок прокладывает нить быстрее, а рвется она реже. Огромные бобины из шерстяных ниток превращаются в ткань. К слову, обновить парк комбинату помогла субсидия - сотни миллионов рублей.

    Вырастим свое

    Когда-то российскому легпрому предрекали неминучую гибель под прессом китайских конкурентов. К счастью, эксперты ошиблись. Конечно, для улучшения рыночных позиций новой техники недостаточно. Например, выпуск тканей правительство собирается поддержать абсолютно беспрецедентной мерой - развитием производства льна. Минпромторг с минсельхозом планируют компенсации за выращивание этой культуры, которая используется в разных отраслях, скажем, при изготовлении композитных материалов.

    - Мы производим одежду, ткани и нетканые материалы, но это всего три из 16 подотраслей легпрома. Отечественное сырье поможет решить задачу импортозамещения. Также готовится концессия по производству целлюлозы из ненаркотической конопли - по своим свойствам она превосходит хлопок и лен, - поясняет Виктор Евтухов.

    В России не хватает своего производства и полиэфирных волокон, которые увеличивают износостойкость ткани, ближайший их поставщик - Беларусь. Это становится ограничением для камвольщиков, отмечает Юлия Кириллова, показывая серую мягкую ткань. Полиэфир в ее составе позволяет школьной одежде служить не один сезон. Плюс такая ткань дешевле, чем из чистой шерсти.

    Защитили от коронавируса

    Уральская продукция востребована и способна потеснить импортных производителей, по крайней мере, внутри страны. Например, рынок спецодежды российским производителям удалось отвоевать. К слову, сыграла роль и пандемия: швейников загрузили заказами на маски и защитные костюмы.

    - Минпромторг предоставил нам возможность в кратчайшие сроки запустить производственную линию и остаться на точке безубыточности. Это помогло сохранить и даже расширить коллектив. Часть персонала мы переводили на удаленную работу за счет цифровизации производства, но совсем заменить портных машины вряд ли смогут, - рассказывает Шишкин.

    - У нас в период ограничительных мер был почти стопроцентный спад, ведь весной обычно самый сезон продаж школьной одежды. Производители не знали, понадобится ли она, когда все учатся дистанционно. Но долгосрочные контракты и господдержка спасли положение, - делится Юлия Кириллова.

    Некоторые компании оставили в своем портфеле специфическую антиковидную продукцию. Но вообще-то отечественные производители, используя передовые технологии и материалы, берут курс на создание новых коллекций ткани и одежды, стремясь угодить вначале местному потребителю, а уж потом и зарубежному.

    Поделиться