В Киргизии подвели итог первого месяца дистанционной учебы

akipress.org
Дистанционный формат работы школ и вузов оказался серьезным экзаменом для педагогов, учащихся и их родителей. Несмотря на заверения министерства образования и науки КР о том, что к осени в республике все будет готово к онлайн-урокам, на деле оказалось, что чиновники не учли множества важных нюансов.

Математика на холме

Село Уч-Малай Сузакского района расположено в десяти километрах от райцентра. В населенном пункте есть своя школа, где обучаются 325 детей с первого по девятый класс. Занятия ведут 16 педагогов. Весной этого года школа, как и многие другие, попыталась перейти на онлайн-обучение. Но увы, опыт оказался неудачным. Из-за сложного рельефа сигнал мобильной связи в селе часто пропадает и возникают сложности с доступом к интернету. За лето исправить ситуацию так и не смогли.

- Когда весной объявили карантин и все занятия стали проводить удаленно, часть уроков передавали по телевизору, а часть - по интернету, - рассказал местный житель Бакир Каримжанов. - Сигнал у нас слабый, и поэтому с тех пор детям - моим и односельчан - приходится подниматься на возвышенность, чтобы прослушать очередной урок или отправить выполненное задание учителю. Нам повезло, что весной почти не было осадков. Дети ведь фактически учатся под открытым небом. Но наступила осень, скоро начнутся дожди, а потом и снег выпадет. Как быть? И что делать с телеуроками, ведь в нашем селе с началом холодов нередки перебои с электроэнергией?

Не легче и местным учителям.

- Привыкать к новому формату обучения очень трудно, - признался преподаватель начальных классов Адилет Жумалиев. - Я сейчас веду третий класс. Скажу, что с малышами работать легче. Они послушные и внимательно слушают уроки. Другой вопрос - выполнение домашнего задания. Хорошо, если в семье есть старшие дети. Они помогают. Но ведь в селе много детей, родители которых уехали на заработки. Школьники живут с бабушками и дедушками. Им сложно заниматься с внуками, и задания остаются невыполненными.

Глава местной администрации Келдибек Автанбеков сообщил корреспонденту "РГ", что жители села обращались к нему с просьбой решить вопрос с доступом к интернету, но местная администрация не может справиться с проблемой своими силами. Средства на улучшение связи выделялись, но в связи с ростом заболеваемости COVID-19 их пришлось использовать в других целях. Стоит ли ожидать новых дотаций, чиновник не знает.

Оценка для мамы

Ограниченность доступа к интернету - не единственная проблема, связанная с дистанционным обучением. Живого контакта между учителем и детьми нет, объяснить какие-нибудь нюансы преподаватель онлайн не может. Вместо него эту задачу пытаются решить родители. Получается плохо.

- Младшая дочь учится в четвертом классе, старшая - в седьмом, - делится переживаниями жительница города Оша Медергуль Таабалдиева. - Сейчас школьная программа совсем не такая, какая была у нас. Я ведь училась еще в советское время. Некоторые школьные задания я сама просто не понимаю, а дети обижаются, что не могу объяснить предмет так, как учитель. Особенно сложно с семиклассницей. В физике, которую им сейчас преподают, я и в школе не была сильна. Как я могу помочь с домашним заданием ребенку? Да и вообще, с этим онлайн-обучением творится какая-то чехарда. Нас заверяют, что удаленные занятия необходимы из-за сложной эпидемиологической обстановки. Но как тогда объяснить, что на днях в селе Алча-Башат Узгенского района Ошской области открыли новую школу, и на празднике присутствовали не только дети, но и родители? Одноклассники старшей дочери занимаются через приложения Zoom и WhatsApp. Одна из ее преподавателей ведет предмет в восьми классах, и в каждом по 50 учеников. Иногда дочь не выполняет домашнее задание. Когда спрашиваю причину, она отвечает, что учительница все равно не успевает проверять. О каком качестве образования тут можно говорить?

Множество родителей сетуют на то, что учеба стала непозволительной роскошью. Не все могут купить детям смартфоны и оплатить безлимитный интернет. Сколько таких учеников, не удосужились подсчитать ни в минобразе, ни в местных администрациях.

У Манаса Эшатова, к примеру, десять детей. Восемь из них - учащиеся разных классов, а один из сыновей учится на втором курсе в университете. Самый младший должен был пойти в подготовительный класс. Мужчина большую часть времени находится на работе, а телефон супруги разрывается от сообщений из разных групп детей-школьников. Купить каждому школьнику по смартфону многодетная семья не в состоянии.

Сложности с доступом к интернету и отсутствием смартфона, с помощью которого школьники могли бы слушать видеоуроки, спровоцировали еще одну проблему. Не так давно сотрудники столичной милиции провели специальные рейды по выявлению работающих подростков. Было проверено 203 объекта, где сотрудники правоохранительных органов выявили 49 детей в возрасте 12-15 лет, которые вместо школьных занятий работали. На вопрос, почему они пропускают занятия, следовал один и тот же ответ: "У нас нет телефона с интернетом". Работать пошли как раз для того, чтобы иметь возможность заработать на смартфон.

Много жалоб поступает и на качество видеоуроков. По мнению подавляющего большинства родителей, форма дистанционного образования, - это имитация школьного обучения, но и оно сейчас доступно не каждому ребенку.

Студенты в сети

Зато ситуация с онлайн-обучением в высших и средних специальных учебных заведениях, по мнению многих преподавателей и самих студентов, вполне приемлема. В этом году в вузы страны поступило более 40 тысяч абитуриентов. Вступительные испытания проходили в режиме онлайн, и особых трудностей отмечено не было. Хотя без мнения "против" не обошлось.

- На мой взгляд, у дистанционного образования есть свои плюсы и минусы, - считает студент КРСУ Константин Зинченко. - Один из положительных моментов - не надо ездить в университет и тратить на это время. В школе привыкли, что у тебя стоят над душой родители или учителя. А в вузе, тем более удаленно, никто пристально за студентами не следит, поэтому приходится проявлять самостоятельность и совершенствовать планирование дня. Удается больше успевать, потому что не приходится тратить время на дорогу до университета. Один из серьезных плюсов учебы онлайн - гибкость графика. Нужно правильно распределить время и расставить приоритеты. Например, все лекции записываются, их можно слушать в любое удобное для себя время. Ведь гипотетически лекцию можно слушать, даже лежа в кровати. Другое дело практические занятия... Минус - отсутствие дисциплины. Многие ребята могут включить лекцию, а между тем заниматься какими-то своими делами. Так что тут многое зависит от самих студентов, от того, кто и как хочет получать знания. А вот решить вопрос с задолженностями по предметам, конечно, лучше в реальной обстановке, когда можно договориться с преподавателем о времени и прийти пересдать зачет. Все же я думаю, что живой контакт студента с преподавателем должен быть.

Некоторые студенты посчитали, что онлайн-обучение - это не что иное, как самообразование. Тогда возникает вполне резонный вопрос: а за что же они платят деньги вузу?

Вернуться к традиционной форме обучения хотят и студенты медицинских факультетов. Это мнение подавляющего большинства будущих медиков. Если гуманитарные дисциплины можно освоить дистанционно, то как подобным образом подготовить специалиста, которому в дальнейшем предстоит держать в руках, к примеру, человеческое сердце?