Новости

30.09.2020 11:41
Рубрика: Экономика

Кто - в лес?

"Серые" компании больше не смогут продавать грубо обработанные бревна под видом пиломатериалов
Главной проблемой при декриминализации лесной отрасли остается возможность нелегальной заготовки древесины, ее легализация через примитивную обработку с минимальными издержками в целях дальнейшей продажи, в том числе на экспорт. Об этом заявила зампред правительства Виктория Абрамченко - по итогам совещания у президента по развитию и декриминализации лесного комплекса.
 Фото: Илья Наймушин/РИА Новости  Фото: Илья Наймушин/РИА Новости
Фото: Илья Наймушин/РИА Новости

"Есть несколько основных вариантов появления объема незаконно заготовленной древесины: срубили, не имея никаких прав на участок; срубили не там, где разрешили; срубили под видом санитарной рубки, - отметила вице-премьер. - "Серые" компании приобретают круглый лес за наличные средства, полученные от торговли на вещевых или продовольственных рынках, легализуют кругляк на примитивных лесопилках, расположенных на железнодорожных тупиках, производят грубо обработанные сырые пиломатериалы, и отгружают их на экспорт по железной дороге".

Эти "серые" компании не занимаются лесовосстановлением, не соблюдают экологических нормативов, их деятельность является причиной лесных пожаров. Кроме того, они сбивают цены на продукцию лесной промышленности на экспортных рынках, подчеркнула Виктория Абрамченко.

По ее словам, эти нарушения происходят, потому, что никто сегодня не сопоставляет объем заготовленной древесины и право на его заготовку на конкретной делянке. "Продать можно любой объем, не подтверждая легальность его происхождения. Еще один аспект - у нас фактически нет единого государственного лесного реестра. Государство не много знает о таком объекте управления как "Лес". А это в силу закона федеральная собственность", - указала она.

Кроме того, у государства фактически нет надзорных функций. В лесном комплексе ключевая роль у регионов. Регионы в силу полномочий, переданных из федерального центра напрямую Лесным кодексом, отвечают за все. От распоряжения лесными участками, заключения сделок с древесиной и ведения лесного реестра до надзора, лесной охраны и защиты лесов. При этом не получая необходимого финансирования из федерального центра. "Таким образом, в одних руках сосредоточены функции распоряжения лесом, как сырьевой базой для лесной промышленности и полномочия по надзору за соблюдением требований лесного законодательства. Такое совмещение на практике уже привело к конфликту интересов", - сообщила зампред правительства.

Изменить ситуацию может единая государственная информационная система, которая свяжет все цепочки движения древесины посредством электронных сопроводительных документов - от заготовки на делянке, с фиксацией движения заготовленного объема на склады. "Мы учли предложения коллег из ФСБ о том, что к таким складам нужно установить требования, в том числе по обязательной видео фиксации движения транспортных средств и грузопотоков, - отметила вице-премьер. - После склада в системе должно фиксироваться перемещение этого объема на производство и на реализацию, в том числе на экспорт. В случае если на любом последующем шаге система не имеет подтверждения легальности происхождения древесины, сделки блокируются, легальность не подтверждается, реализация древесины невозможна".

Система должна обеспечить ведение электронного государственного лесного реестра по единым для всей страны правилам руками уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Там должны быть количественные, качественные и пространственные характеристики земель лесного фонда и леса.

"В качестве быстрых результатов предлагается на первом шаге параллельно с созданием большой информационной системы в существующей ЛесЕГАИС уже сейчас внедрить такую прослеживаемость с обязательным подключением таможни и правоохранительных органов. На втором шаге - обеспечить ведение государственного лесного реестра", - рассказала Абрамченко.

Также предлагается весь лес, заготовленный в рамках санитарных рубок, фиксировать в системе с подтверждением разрешенного объема и места заготовки с обязательной реализацией через биржу. Доход от этих операций должен поступать в регионы, в том числе на цели лесовосстановления и охраны лесов. Сегодня это добровольное решение губернаторов. Механизм реализации через биржу работает в 17 субъектах. Торгуют на бирже республики Бурятия, Карелия, Удмуртская Республика, Красноярский, Пермский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Кемеровская, Кировская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Томская, Тюменская, Челябинская области (выходит на торги в октябре 2020 г.). 11 регионов готовятся к старту торгов: Республики Башкортостан, Саха (Якутия), Алтайский край, Архангельская, Владимирская, Вологодская, Костромская, Курганская, Ленинградская, Свердловская, Ульяновская области.

Техника, которая работает в лесу, также должна быть легализована, уверена Виктория Абрамченко: "Через ГЛОНАСС и обязательную регистрацию в отраслевой информационной системе, о которой я говорила. Нелегально работающая лесозаготовительная техника должна изыматься".

По ее мнению, должен быть введен федеральный государственный лесной надзор за соблюдением требований лесного законодательства и контролем движения древесины. Также в правительстве предлагают принять меры к запрету вывоза с территории страны необработанных - кругляка и грубо обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород. "Для реализации такой меры нужно немного времени, чтобы небольшие компании, для которых лес является единственным источником дохода, успели выйти из тени и с разумной государственной поддержкой смогли наладить переработку древесины", - считает вице-премьер.

Государство не много знает о таком объекте управления, как лес

За развитие лесного комплекса, включающего лесное хозяйство и лесную промышленность, отвечают Минприроды и Минпромторг. Крупные системообразующие лесопромышленники, в частности, в Архангельской области, развивают производства, основываясь на безотходных технологиях, и развивают населенные пункты, модернизируя систему ЖКХ и помогая социальной сфере. При этом лесопромышленники жалуются на невозможность получить лесные участки для развития инвестиционных проектов в регионах.

"Зафиксированы случаи закрепления наиболее востребованных лесных участков аффилированным с региональными структурами лицам. Проблема усугубляется, если к реализации планируется межрегиональный инвестиционный проект, когда требуется получить сырьевую базу сразу в нескольких регионах, - уточнила Виктория Абрамченко. - Предлагается пересмотреть правила предоставления таких лесных участков и одновременно проверить ранее заключенные договоры аренды на предмет выполнения требований лесного законодательства. С нарушителями предлагается договоры расторгать. А новые договоры на заготовку древесины заключать с компаниями, имеющими мощности по переработке".

Все, что можно было заготовить быстро и с минимальными издержками уже срубили. Лес растет медленно и его еще и не восстанавливают в необходимых объемах. Те объемы, которые выделяются для лесозаготовки сейчас, находятся в труднодоступных территориях, а на Дальнем Востоке еще и со сложным рельефом. Растут издержки на заготовку и транспортировку. У бизнеса есть запрос к государству о помощи в строительстве инфраструктуры для новых ЦБК в Сибири и на Дальнем Востоке, а также в строительстве лесных дорог, подчеркнула Абрамченко.

Также планируется возродить лесные питомники в каждом регионе. Помощь регионам в этом будет оказана в рамках нацпроекта "Экология".

Зампред правительства также выступает за стимулирование внутреннего спроса на продукцию лесной отрасли, в первую очередь в строительном комплексе, за счет развития инструментов сельской ипотеки и программ расселения граждан из аварийного фонда.

Все меры сведены в детальный план мероприятий по наведению порядка в лесном комплексе с блоком нормативно-правового регулирования и организационными мероприятиями.

Экономика Отрасли Ресурсы