02.10.2020 12:00
    Поделиться

    Как в Латинской Америке противостоят информационной эпидемии

    Инфодемия не легче пандемии, считают в Латинской Америке
    ВОЗ объявила угрозой всему миру, наряду с пандемией, инфодемию - информационную эпидемию, избыток фейкньюс о ковиде. Хуже всего ситуация с этим в Латинской Америке - люди отказывались ехать в больницу или носить маски из-да ложных новостей. Как победить инфодемию? Ответ на вопрос ищут журналисты России и Латинской Америки.

    "Привет, Мигель! Завидую, ты в Испании!". - "Ага, завидуешь, в Испании больше зараженных". Москва организовала уникальную онлайн-встречу, во время которой мир на два часа стал общим и прозрачным. Можно было слушать настоящих журналистов с другого континента и всегда желанную правду от них.

    - Хоть ВОЗ и объявил инфодемию угрозой миру, но жертв дезинформации в больнице не лечат, - заметил главный редактор газеты El Meridiano (Колумбия) Раомир Бенитас Туиран и привел серьезные примеры вреда, нанесенного ею. Люди в Колумбии отказывались ехать в больницу из-за широко распространившейся дезинформации, что там ничем не лечат, а в отделениях реанимации не реанимируют.

    Кроме того, по его мнению, инфодемия приводит к вытеснению новостей об актуальных событиях в стране ("Неужели партизаны ФАРК перестали существовать из-за пандемии?") или их невольному замалчиванию. При том, что возвращаются мигранты и растет безработица.

    Сегодня, когда Колумбия открывает не работающие из-за пандемии сектора экономики ("Мы, например, потихонечку начинаем ходить в кино"), журналисты ставят перед собой вопрос: как уменьшить информацию, поставляющую сумятицу?

    Опыт колумбийских журналистов свелся к принципу - не торопиться с публикацией новостей, даже если они бьют все рекорды прочтения. Над хорошо проверенными новостями, они ставят хэштег-метку "Правда без пристрастия". "Мы не хотим любой ценой публиковать любую информацию, мы хотим точных новостей", - подчеркивает Туиран.

    В Панаме инфодемического пика достигла иноформация о том, что маски не помогают.

    - Сегодня, когда человек с гаджетом может создать любой контент, традиционные СМИ должны задуматься о противодействии дезинформации, - говорит директор информационного агентства AN Panama (Панама) Орландо Мендьета.

    Он призывает коллег из традиционных СМИ не гоняться за сенсациями, а сделать выбор в пользу аналитической журналистики. "Сегодня любой человек в Twitter может сделать сообщение о событии, но глубину его анализа он не обеспечит. Поэтому мы должны набирать глубину в наших материалах" - уверен Мендьета.

    Кстати, предубеждение против масок в Панаме удалось переломить: "Люди поняли, что это важная защита". Поэтому и дальше, по мнению Мендьета, двигаться надо в сторону журналистики, опирающейся на науку.

    Директор перуанского агентства El Peruano & Andina (Перу) Феликс Альберто Пас Кирос рассказал об обращении руководства страны по поводу ковида, о каждодневных интервью с министрами и показал, какие карты и инфографику использовало агентство, чтобы предоставить населению страны качественную информацию о масках, дезинфекции продуктов и поведении в общественном транспорте,

    Мигель Бас (Sputnik) рассказал о личном опыте столкновения с дезинформацией ("Позавчера по радио услышал о якобы жесточайших запретах ВОЗ, связанных с тем, что ковид вызывает не вирус, а бактерии - чем абсурднее новость, тем она популярнее"). Он также призвал отказаться от скорости доставки информации как главной ценности и поставить на первое место проверенную и нелживую новость. Это особенно важно, когда люди встречают "вторую волну" пандемии в состоянии накопленного стресса и усталости от этой темы.

    Переизбыточность информации сыграла свою роль в возникновении этой усталости, уверен журналист информационного агентства Cambio21 (Чили) Маркос Боркоски. В мире, где никто не ждет утренних газет, а новости рождаются ежеминутно, и многие авторы новостей производят их по принципу "чем больше вред, тем больше удовольствия", надо задуматься о качестве и форме новости, уверен он. Боркоски призвал СМИ не забывать о других новостях, а смущенных дезинформацией проверять новости по официальным СМИ, они сейчас надежнее. Он рассказал, какие новостные "утки" взлетали вокруг разработанной российскими медиками вакцины, как вводились в моду сомнения в ее появлении и надежности ее тестирования. И все еще раз сошлись во мнении, что лучшее средство от инфодемии - аналитическая журналистика.

    - И более честная, - добавила директор телеканала TeleSUR (Венесуэла) Патрисия Вилегас Марин.

    - Мы сегодня заново "изобретаем" отношение к этой теме, вот так глядя друг другу в глаза, - сказал Маркос Боркоски, - И тема обретает объем.

    По мнению участников диалога, они испытали особое удовольствие от возможности разговаривать на серьезные темы сквозь часовые пояса ("Ух ты, а в Москве, уже 12 часов!").

    Поделиться