По словам экспертов, самый популярный подход к цифровизации производства - пилотный. Технологию опробуют на одном станке, цехе или процессе. Если результат устраивает, распространяют на большую площадь. Однако просчитать экономический эффект классическим способом выйдет не всегда.
- Скажем, компания делает пилот по планированию производства. Мы анализируем заказы и выстраиваем оптимальную систему их обработки,- объясняет руководитель направления "Цифровизация" компании Siemens Илья Антонов. - Но будет ли она достаточно эффективна, если нет системы планирования ремонтов? Вряд ли. Ведь производство очень чутко реагирует на ремонт оборудования. Если две системы работают вместе, синергетический эффект будет больше, чем по отдельности.
То же нужно учитывать, когда в производстве задействовано несколько предприятий. Можно цифровизовать одно, довести до совершенства все процессы, но если нецифровизованные смежники будут поставлять, допустим, бракованное сырье, вряд ли можно ожидать положительный эффект.
- Типичная ошибка - воспринимать цифровизацию как набор мер, которые дадут волшебный эффект, - говорит технический директор группы компаний "СМС-Автоматизация". - Цифровизация - это изменение логики, изменение бизнес-процессов.
Многие ждут, что их производственные задачи сможет решить поставщик цифровых решений. Это не так: если компания не начнет наращивать собственные компетенции в этом вопросе, она элементарно не сможет говорить с разработчиком на одном языке.
Цифровые решения на производстве нужны для оптимизации процессов - снижения издержек, повышения производительности и, в конечном итоге, увеличения прибыли. Но гарантий, что конкретное решение на конкретном производстве сработает, никто не даст: слишком много нюансов. Да и сам процесс цифровизации пока новый, и по большому счету, это, говорят эксперты, всегда terra incognita - с зарослями и разбросанными тут и там граблями. Специалисты, занимающиеся разработкой и внедрением цифровых решений говорят: успешных проектов много, равно как и неуспешных. В общей массе большего успеха добивается тот, кто начинает раньше: кто первым пройдет через все трудности, учтет ошибки, тот и достигнет целей - главное, чтобы эти цели были обозначены.
- Диджитализация должна быть неразрывно связана с бизнес-задачами, - говорит консультант по вопросам цифровизации крупной международной компании Евгений Карякин. - Первое, что мы обсуждаем с заказчиком, - это нужна ли она для его целей.