04.10.2020 21:42
Поделиться

Андрей Максимов: Симон Соловейчик - Дон Кихот российской педагогики

На прошлой неделе исполнилось 90 лет со дня рождения Симона Соловейчика - выдающегося публициста, писателя и педагога.

В своем архиве я обнаружил старую театральную программку. Спектакль назывался "Изгнание Палагиных". Автор Симон Соловейчик. Постановка - народного драматического театра Дворца культуры Московского автозавода имени Лихачева. В выходных данных отыскал год - 1982.

За давностью лет спектакль помню плохо. В те годы я активно занимался театральной критикой и поэтому писал на программках какие-то, как мне казалось важные, цитаты и мысли. О чем же, с помощью Соловейчика, я кричу сам себе через тридцать с лишним лет?

Главная тема спектакля: "Никому ничего не надо. Никто никому не нужен". Вот о чем не говорил - кричал Соловейчик в самый, замечу, разгар застоя.

Цитата: "Все пустяки по сравнению с тем, что с людьми происходит".

Еще цитата: "Быть добрым - значит, быть необыкновенным".

И еще: "Количество на заводе. В школе - качество".

Симон Соловейчик считал, что учитель и ученик, родители и дети должны сотрудничать

И писателем, и педагогом, и публицистом он был неуспокоенным. Видел все, что творилось тогда вокруг, многое понимал. Ему самому не очень-то уютно было жить в мире, в котором добро есть качество необыкновенное.

И очень хотел достучаться, докричаться не до мира вообще, а конкретно до детей и родителей. Чтобы они берегли друг друга. Чтобы хотя бы в семье добро стало нормой.

Симон Соловейчик родился в семье, которая в ту пору называлась "семья служащих", но, на самом деле, была семьей интеллигентов. Его отец - журналист, писатель. Мама - доктор, во время войны была главным врачом санитарного поезда, после Победы руководила одной из московских аптек.

Первый журнал, в котором начал свою журналистскую деятельность Симон Соловейчик, назывался удивительно, почти по-зощеновски "Строитель стадиона". Но уже в 28 лет Соловейчик стал корреспондентом очень популярного в ту пору детского журнала "Пионер".

Перестав преподавать в школе, Соловейчик, по сути, остался поразительным педагогом. Для своих читателей в первую очередь. Но и для тех молодых ребят, которые приходили к нему в "Комсомолку". Этот вывод я, что называется, проверил на себе: Симон Львович был и навсегда останется моим учителем. Невероятно доброжелательным.

Больше двадцати лет - с 1956 по 1977 год - Соловейчик работал в "Комсомолке".

Потом - уже в 80-е годы - была "Учительская газета", где вместе с главным редактором Владимиром Матвеевым он пытался по-человечески, не формально, говорить с учителями, рассказывал о педагогах-новаторах, собирал их в Москве, придумывал манифесты для этих встреч, которые назывались "Манифесты педагогики сотрудничества".

Соловейчик вообще очень любил это слово - сотрудничество. Он считал, что учитель и ученик, родители и дети должны вот именно - сотрудничать.

Всматривайтесь в детей - поймете себя, - утверждал Соловейчик. Это важнейший не только философский, но, на самом деле, очень практический вывод, который к любому человеку имеет самое непосредственное отношение.

Понятно, что матвеевская команда в "Учительской газете" была разгромлена. Матвеева понизили до заместителя главного редактора, и через год после этого Владимир Федорович умер.

Соловейчик продолжал трудиться: вел педагогические колонки в журнале "Новое время". Много ездил, в том числе за рубеж, искал новый педагогический опыт, рассказывал о нем. Уже в новые времена, в 1992 году, основал газету и издательский дом "Первое сентября", которые стали последним детищем.

Именно Соловейчик вместе с заведующим школьным отделом "Комсомолки" Иваном Зюзюкиным придумал, ставшую знаменитой, страничку для подростков "Алый парус". Первый выпуск "Алого паруса" вышел 25 сентября 1963 года. На дворе стояла знаменитая оттепель, хотя заморозки уже случались все чаще. Ни в те времена, ни через десять лет, когда в "Комсомолку" пришел я, ни сегодня к подросткам мало кто относится всерьез. В лучшем случае, их "награждали" (и "награждают") довольно унизительным определением "трудные" и - давай с ними педагогически работать!

Когда Соловейчик и Зюзюкин поняли, что подростки - это люди, которые имеют право на высказывание в самой популярной в ту пору газете страны, - по сути, они совершили революцию! Я был среди тех подростков, которые уже значительно позже приходили в "Алый парус" и обмирали, не в силах до конца поверить в то, что их тут держат за людей.

"Мы воспитываем не ребенка, а человека", - пишет Соловейчик

Симон Львович написал немало пьес и книг. Главная из них, безусловно, "Педагогика для всех", которая относительно недавно была переиздана с моим предисловием. Читайте!

"Мы воспитываем не ребенка, а человека, - пишет Соловейчик. - Каждому человеку, сколько бы ему ни было, хоть полгода, нужно, чтобы его считали человеком... Считайте человека за человека - больше для воспитания ничего не нужно, здесь - правда, только правда и вся правда".

Симон Львович Соловейчик - высокий, худой, слегка сутулый человек с очень интеллигентным и добрым лицом. Его глаза, за стеклами очков, всегда смотрели на мир чуть удивленно. И это все делало его похожим на Дон Кихота.

Дон Кихот - это тот, кто живет так, как считает нужным. Живет, защищая свои принципы, даже когда это вполне кровавая защита.

Таким был Соловейчик. Дон Кихот российской педагогики. Абсолютно добрый. И абсолютно непримиримый в тех случаях, когда речь идет о детях. Мудрый и точный в своих очень глубоких работах, которые необходимы нам сегодня.