20idei_media20
    04.10.2020 19:27
    Рубрика:

    Басинский: Сердце России не забудет Есенина как свою последнюю любовь

    3 октября, в 125-й день рождения Сергея Есенина, в Центральном Доме литераторов состоялась церемония вручения литературной премии "Русь моя" за 2020 год.
    РИА Новости
    РИА Новости

    Литературная премия имени Сергея Есенина "Русь моя" учреждена Российским союзом писателей. Главная задача премии - поиск новых талантливых авторов, продолжающих и развивающих основные темы, присутствующие в творчестве Есенина. В конкурсе на соискание премии приняли участие более тысячи авторов.

    К юбилею поэта Российским союзом писателей была учреждена медаль "Сергей Есенин 125 лет", которой были награждены члены жюри премии, а также финалисты и номинанты.

    Лауреатам были вручены статуэтки в форме пера на постаменте из малахита. Согласно Положению о премии, лауреатам первой премии предоставляется право издания собственной книги за счет Оргкомитета, а лауреатам вторых и третьих премий - право публикации в Антологии русской поэзии или Антологии русской прозы.

    Я часто слышал, как сильно, надрывно, целостной народной душой исполняли песни Есенина самые простые люди

    Ф.И. Тютчев писал на смерть Пушкина: "Вражду твою пусть Тот рассудит, / Кто слышит пролитую кровь... / Тебя ж, как первую любовь, / России сердце не забудет!.."

    Осмелюсь сказать, что сердце России не забудет Сергея Есенина как свою последнюю любовь.

    Знаю, что со мной многие не согласятся. Были поэты с куда более мощным лиро-эпическим даром - например, Владимир Маяковский. Впрочем, тот же Маяковский писал на смерть Есенина:

    "Вы ушли, как говорится, в мир в иной. / Пустота... / Летите, в звезды врезываясь. / Ни тебе аванса, ни пивной. / Трезвость. / Нет, Есенин, это не насмешка. / В горле горе комом - не смешок. / Вижу - взрезанной рукой помешкав, / собственных костей качаете мешок. / - Прекратите!Бросьте! Вы в своем уме ли? / Дать, чтоб щеки заливал смертельный мел?! / Вы ж такое загибать умели, / что другой на свете не умел".

    Были поэты с куда более изощренной поэтической формой - например, Осип Мандельштам.

    Была фронтовая поэзия - Александр Твардовский.

    Был Иосиф Бродский.

    Да и Юрий Кузнецов был.

    И Евтушенко, и Вознесенский, и Ахмадулина...

    Но я часто слышал, как сильно, надрывно, целостной народной душой исполняли песни Есенина самые простые люди. И никогда ни слова фальши, ни в мелодии, ни в словах. "Отговорила роща золотая...", "Клен ты мой опавший...".

    Что-то есть в этих строчках такое, что "другой на свете не умел".

    При этом сохраняется устойчивый миф, что Есенин "свалился" в русскую поэзию как бы прямо с сеновала. Эдакий пастушок, который сначала завоевал Москву, потом Петроград, потом читал стихи самой императрице Александре Федоровне.

    Даже Горький по-своему поддержал этот миф в своем очерке о Есенине.

    "В седьмом или восьмом году, на Капри, Стефан Жеромский рассказал мне и болгарскому писателю Петко Тодорову историю о мальчике, жмудине или мазуре, крестьянине, который, каким-то случаем, попал в Краков и заплутался в нем. Он долго кружился по улицам города и все не мог выбраться на простор поля, привычный ему. А когда наконец почувствовал, что город не хочет выпустить его, встал на колени, помолился и прыгнул с моста в Вислу, надеясь, что уж река вынесет его на желанный простор. Утонуть ему не дали, он помер оттого, что разбился. Незатейливый рассказ этот напомнила мне смерть Сергея Есенина".

    Сказка о деревенском мальчугане, который заблудился в городе и покончил с собой, конечно, красивая, но к Есенину не имеет никакого отношения.

    Он окончил и земскую школу, и церковно-приходскую (система ЦПШ, разработанная выдающимся педагогом С.А. Рачинским, была мощным рычагом образования деревенских юношей и девушек. Я это знаю: там училась моя прабабка, которую я еще застал. Она целиком цитировала не просто стихи, но целые поэмы русских поэтов и при этом не разгибалась на огороде, кормила скотину и вообще вела жизнь обычной деревенской женщины).

    Сохраняется устойчивый миф, что Есенин "свалился" в русскую поэзию как бы прямо с сеновала

    Кроме того, Сергей Есенин вольнослушателем учился в Народном университете Шанявского, внимательно изучил труд А.Н. Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу", и это чувствуется в самых ранних его стихах.

    Да и дружба с Анатолием Мариенгофом многое ему дала. И участие в кругу "имажинистов".

    Мне порой кажется, что Есенин впоследствии "заблудился" как раз в деревне, а не в городе.

    Но народные корни оставались в нем и прорастали удивительными стихами.

    Да вот одно из самых ранних: "Там, где капустные грядки / Красной водой поливает восход, / Клененочек маленький матке / Зеленое вымя сосет".

    Но есть и мощный Есенин - автор "Пугачева". И Есенин декадентски-трагический - "Черный человек".

    И, наконец, Есенин, написавший не чернилами, а кровью свои последние стихи: До свиданья, друг мой, до свиданья. / Милый мой, ты у меня в груди. / Предназначенное расставанье / Обещает встречу впереди. / До свиданья, друг мой, без руки, без слова, / Не грусти и не печаль бровей / - В этой жизни умирать не ново, / Но и жить, конечно, не новей".

    Есенин многогранен. И это безусловно религиозный русский поэт. Поэт неверующий не будет обещать "встречу впереди".

    Что, собственно, и утверждал другой "атеист" Владимир Маяковский: "Вы ушли, как говорится, в мир иной".

    Поделиться: