По словам Сергеева, британский ученый Роджер Пенроуз "в основном вел теоретические исследования. Два других лауреата внесли определяющий вклад в обнаружение и изучение самих черных дыр". Ученый из Германии Райнхард Генцель активно сотрудничает с российскими коллегами и "фактически является одним из авторов открытия черной дыры в нашей галактике Млечный Путь". А третий лауреат - астрофизик Андреа Гез из США - "внесла определяющий вклад в создание первого в истории изображения черной дыры в миллиметровом диапазоне".
Как пояснил во вторник же директор Государственного астрономического института имени Штернберга МГУ Константин Постнов, Роджер Пенроуз "доказал ряд теорем, связанных с черными дырами", и предложил ряд мысленных экспериментов для изучения Вселенной. Эти теоремы помогли двум другим лауреатам доказать, что в центре Млечного Пути присутствует сверхмассивная черная дыра.
Ожидания российских физиков и тех, кто номинировал своих коллег на Нобелевскую премию 2020 года в этой области науки, в очередной раз остались ожиданиями. Знак высшего признания научных достижений, чем была и остается Нобелевская премия, в этом году присудили ученым из Великобритании, Германии и США.
Одну половину получит британский теоретик и автор популярных книг Роджер Пенроуз, другую в равных долях разделят немецкий астрофизик Рейнхард Гензель и его коллега из США Андреа Гез.
Первое и главное в комментариях на такое решение Нобелевского комитета - второй год подряд премия присуждена за работы в области астрофизики. Факт сам по себе удивительный, потому что такого за всю историю Нобелевских премий аналитики припомнить не смогли. И еще удивительнее то, что этой областью стала "не самая востребованная народным хозяйством" астрофизика и мало кому понятные, загадочные и даже и пугающие "черные дыры".
Как и в случае с присуждением Нобелевской премии по медицине и физиологии (имена лауреатов-2020 объявлены 5 октября), не оправдались и многочисленные предсказания. Хотя компания Clarivate Analytics, владеющая крупнейшей базой научных статей Web of Science, раз за разом публикует такого рода прогнозы. В число "главных претендентов" этого года внесли две дюжины самых цитируемых биологов, физиков, химиков, экономистов. Ученых с российским гражданством или с российскими корнями в этом списке не просматривается.
Сам собой возникает вопрос - почему? Ведь физика и смежные с ней области науки всегда имели в России крепкие позиции, приличное (в сравнении с другими) финансирование и по сей день сохраняют высокие международные рейтинги. Одна из очевидных причин - низкая публикационная активность в англоязычной среде. Ведь та же Clarivate Analytics составляет свои списки претендентов на основании числа научных публикаций и индексов цитирования.
Второе возможное объяснение, о чем не устают говорить в Российской академии наук, связано с процедурой номинирования на Нобелевскую премию. С выдвижением-поддержкой у нас не так все отлажено, как в США, Израиле, Японии, а теперь уже и в Китае. Кое-какие детали этой невидимой работы приоткрыл в беседе с корреспондентом "РГ" недавно ушедший академик Жорес Алферов, получивший Нобеля по физике в знаковом 2000 году. Через три года после него, в октябре 2003-го, мы аплодировали академику Виталию Гинзбургу. Он и коллега Алексей Абрикосов, получивший американское гражданство в 1999 году, были отмечены премией за основополагающие работы по теории сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей.
Всего на этот день в списке Нобелевской премии по физике 215 человек, среди них четыре женщины: Мария Кюри (Франция), Мария Гопперт- Майер (США), Донна Стрикленд (Канада) и лауреат этого года Андреа Гез (США). Помимо уже упомянутых наших соотечественников Жореса Алферова и Виталия Гинзбурга в списке лауреатов Нобелевской премии по физике еще десять советских и российских физиков, а также ученых, родившихся и получивших образование в СССР. В 1958 году премию получили Павел Черенков, Илья Франк и Игорь Тамм. Спустя четыре года, в 1962-м, лауреатом стал Лев Ландау. В 1964-м Нобелевскую премию получили сотрудники ФИАН Николай Басов и Александр Прохоров, а в 1978-м - Петр Капица.
В крайний раз физиков с российскими корнями отметили Нобелем в 2010 году. Это были Андре Гейм и Константин Новосёлов, котрые родились, получили образоование и начали научную карьеру в СССР, а сейчас работают за границей.
Нынче лауреатов Нобелевской премии ожидают два важных изменения. Недавно объявлено, что сумма премий в 2020 году будет увеличена и составит 10 миллионов шведских крон (около миллиона долларов) за каждую. Вторая существенная перемена вызвана пандемией COVID-19. Торжественная церемония награждения лауреатов, которая неизменно проходила в Стокгольме 10 декабря, в этом году изменит формат. Обычно лауреаты получали медаль и диплом из рук короля Швеции в стокгольмской филармонии и потом отмечали это на банкете в местной ратуше. Нынче оба мероприятия отменены. А будут организованы только прямая трансляция из ратуши и онлайн-включения с лауреатами, в ходе которых им будут вручены дипломы и медали. Сами лауреаты в этот момент будут находиться на рабочих местах или в посольстве Швеции в той стране, где живут или работают.
Лев Зеленый, научный руководитель Института космических исследований, академик РАН:
- Признаюсь, и я, и мои коллеги приятно удивлены, что второй год подряд Нобелевская премия присуждается за исследования в области астрофизики и связанные с этим теоретические работы. На мой взгляд, премия абсолютно заслуженная. Роджер Пенроуз - это, по большому счету, адвокат теории относительности, которая создана Альбертом Эйнштейном более века тому назад. На протяжении многих лет Пенроуз занимался этим и по существу доказал, что теория Эйнштейна автоматически предсказывает существование массивных космических объектов - черных дыр. Два других имени нам тоже хорошо знакомы - это авторитетные и в известном смысле конкурирующие ученые, лидеры научных групп. Андреа Гез давно и прочно связана с Калифорнийским университетом, где в свое время и я работал. Мы, возможно, даже пересекались на каких-то научных мероприятиях. Коллега Гез с 1998 года занимается поиском объектов внутри нашей галактики, которые бы дали объяснение многим явлениям. А группа немецких ученых, что представляет Райнхард Генцель, работала параллельно - вели наблюдения и практически доказали, что такой гигантский объект - черная дыра с массой в 4 миллиона раз больше Солнца - существует не только в центре нашей галактики, но и в других тоже. Эти черные дыры являются, если можно так сказать, гравитационными скрепами для Вселенной.