Центр заработал на базе Ставропольского государственного аграрного университета, он разделен на десять зон: лекторий, аудитории-трансформеры, зона для проектной деятельности, коворкинг-зона, медиазона и другие. Одновременно здесь по 10 специальностям могут обучаться больше 200 человек. Образовательных программ - 20, среди них - быстрое прототипирование, лазерные технологии, промышленный дизайн, цифровое земледелие, эксплуатация беспилотных авиационных систем, сельскохозяйственные биотехнологии. Обучение займет шесть месяцев.
- Мы определили перспективные профессии, которые будут актуальны как минимум в ближайшие три-пять лет и в России, и в мире. А затем сформировали пул компетенций, востребованных именно в нашем регионе, - рассказал корреспонденту "РГ" кандидат технических наук сотрудник Ставропольского государственного аграрного университета Денис Калугин.
Воспользоваться услугами ЦОПП сможет, по сути, любой житель края, даже шестиклассник. Однако основной упор здесь делают на определенные группы населения. Первая - преподаватели вузов и ссузов. Они должны разбираться в современных образовательных технологиях и внедрять их в учебный процесс, в том числе и методики дистанционного обучения.
Вторая группа - ребята из шестых - одиннадцатых классов. Для них в ЦОППе проведут профориентацию. Школьники смогут получить базовые знания по ряду специальностей и к окончанию учебы определиться с выбором, причем осознанно, уже попробовав себя в профессии и поняв ее тонкости. При этом в школе они сделают упор на необходимые предметы. В третью группу вошли предпенсионеры. Они пройдут профессиональное переобучение, чтобы сменить специальность на более востребованную на рынке труда.
По утверждению Калугина, слова "опережающая подготовка" использованы в названии центра не для красоты. Есть профессии, которые уже существуют, но в крае они представлены слабо или их вообще нет. При этом необходимость в данных специалистах появляется и будет в дальнейшем только расти.
- У нас на цифровой платформе можно даже сформировать компетенцию из разных навыков и умений, то есть все не ограничивается 20 программами: можно освоить сварку Т-образных швов и трехмерное моделирование и стать специалистом, на которого больше нигде выучиться нельзя. Любой человек благодаря такому подходу может найти себя, - отметил Денис Калугин.
Малому, среднему, крупному бизнесу предлагают отправлять в ЦОПП свои требования к специалистам, и под них будут разрабатывать компетенции, максимально соответствующие поставленным задачам. Пройти обучение в центре можно и дистанционно.
Как рассказал корреспонденту "РГ" директор Института экономики и управления СКФУ доктор экономических наук Лев Ушвицкий, многие профессии постепенно будут умирать, людям нужно переучиваться и получать дополнительную квалификацию, причем, возможно, это даже придется делать несколько раз.
По мнению эксперта, подходы к образованию уже меняются. В вузах это прекрасно понимают, поэтому модернизируют программы, насыщая их большим количеством практических занятий.
- У нынешних студентов совсем иное мышление. Даже учить их по старым методикам сложно. Трудно полтора часа удержать внимание студентов на лекции, им нужны конкретные кейсы, более доступная информативная база. Это уже не монолог лектора, а непосредственно дискуссия с учениками, которые высказывают свои взгляды и суждения, - отмечает Ушвицкий. - А переобучение -веление времени. Новым поколением смена профессии в течение жизни сейчас воспринимается как данность. Студенты экономических факультетов параллельно изучают юриспруденцию, к нам приходят на дополнительные курсы даже нефтяники.
Профессор не исключает, что Россия постепенно переходит к модели образования, при которой студенты на первом курсе получают базовые знания по разным дисциплинам и уже дальше решают, какую специальность освоить.
- Однако наша система образования и сейчас дает возможность маневра. Поступив в бакалавриат и получив некую базу знаний по одной специальности, можно затем пойти в магистратуру на другую, которая уже более осознанно выбрана, - добавил Ушвицкий.