Каждый день по ней проезжает около восьми тысяч автомобилей. При этом магистраль проходит в районе, который характеризуется высокой сейсмической активностью - до девяти баллов. Только на участке, где проведут капремонт, зафиксировано 10 лавинных очагов. Ранее сход снега на этой федеральной трассе приводил к крупным ЧС, в том числе с гибелью людей. Кроме того, если ледяные заносы перекрывали магистраль, то фактически отрезали 60-тысячный Цхинвал от цивилизации.
В январе 2000 года на этой трассе произошла страшная трагедия - обрушившаяся лавина сбросила в 15-метровую пропасть на дно реки пассажирский автобус, который направлялся из Цхинвала во Владикавказ. В "Икарусе" находились 22 человека, семь из них погибли, остальные получили тяжелые ранения и травмы. Несчастных пассажиров откапывали из-под снега. Одному из пострадавших пришлось ампутировать ногу, чтобы сохранить жизнь.
А-164 ведет к Рокскому тоннелю и проходит в основном по высокогорью, поэтому лавины здесь не редкость. Причем начинают они сходить уже в сентябре. За зиму крупных обвалов случается больше десятка.
- После массовой гибели людей в результате трагедии с автобусом у нас была организована специальная спасательная служба, которая работает именно на этом сложном отрезке дороги, - рассказывает начальник пресс-службы Главного Управления МЧС России по Северной Осетии Юлия Старченко. - Официально она получила название Транс-Кавказское подразделение Северо-Осетинского поисково-спасательного отряда МЧС России и базируется в селении Нар. Безопасность Транскама действительно заметно повысилась благодаря противолавинным сооружениям. Но поскольку снег сходит на этом участке регулярно, очень важно межведомственное взаимодействие разных структур. В первую очередь все ориентируются на сообщения Гидрометцентра, и, если необходимо, дорога все равно перекрывается до улучшения погодных условий.
Как сообщили в пресс-службе ФКУ Упрдор "Кавказ", капремонт противолавинной галереи на Транскаме уже начался.
- Сейчас строят временную объездную двухполосную дорогу, - говорит начальник Упрдор "Кавказ" Руслан Лечхаджиев. - Согласно госконтракту, капитальный ремонт должен завершиться в декабре 2022 года.
Протяженность галереи - 827 метров, высота - 4,5. Проект предусматривает восстановление и усиление железобетонных элементов и металлических гофроконструкций.
На участке заменят дорожное покрытие, на проезжей части уложат тяжелый бетон толщиной 20 сантиметров. Такую технологию применяют для увеличения прочности и соблюдения техники безопасности именно в сооружениях тоннельного типа.
В противолавинной галерее также отремонтируют инженерные системы, электроосвещение и систему видеонаблюдения, установят дополнительную вентиляцию и противопожарную сигнализацию. Кроме того, проведут телефонную линию для оперативных звонков в круглосуточный диспетчерский пункт управления. Раньше ее тут не было. Построят сооружения для очистки сточных вод от песка и нефтепродуктов. На проезжей части нанесут разметку из термопластика и установят новые дорожные знаки.
Стоит отметить, что капремонт противолавинной галереи - это еще и большой госзаказ для строительной отрасли СКФО. Ведь чтобы привести инженерное сооружение в порядок, понадобятся тонны цемента, бетонных блоков, асфальта, десятки дорогих видеокамер, километры оптических кабелей и проводов, электрооборудование, строительная и ремонтная техника. В период экономического кризиса такой госконтракт - большое подспорье для промышленных предприятий округа.
Федеральные трассы Северного Кавказа уже готовят к зимнему сезону 2020/2021. Упрдор "Кавказ" задействует 456 единиц спецтехники для обеспечения безопасного движения по автодорогам Ставрополья, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Ингушетии, Чечни и Дагестана. Уже проверена работоспособность автогрейдеров, роторных снегоочистителей, экскаваторов, погрузчиков, бульдозеров и колесных тракторов. Все машины подключены к системе навигационно-диспетчерского контроля "Дортранснавигация" на базе "ГЛОНАСС".
При экстремальных погодных условиях дорожники используют противогололедные материалы с повышенным содержанием твердых реагентов и хлоридов. Дополнительно проведен анализ безопасных мест стоянок автомобилей и маршрутов объезда во время ликвидации ЧС. Для отслеживания температуры воздуха, а также скорости и направления ветра установлено 76 дорожных метеостанций.