Этот документ давно ждали как владельцы заросших участков, так и эксперты в области лесного и земельного законодательства. До сих пор "аграрные" леса были вне закона, который запрещает зарастание сельхозугодий деревьями и кустарниками. Виновные в этом собственники платили большие штрафы, лишались земли, а за продажу выросшего леса некоторые даже отправлялись в колонию.
Новое постановление правительства РФ дает право выбора: либо оставить лес и легально заняться его заготовкой, либо расчистить участок от деревьев и вернуть землю в сельскохозяйственный оборот. Собственникам надо определиться в течение двух лет и уведомить о своем решении региональное профильное министерство, Россельхознадзор и Росреестр.
- Если земли невозможно вернуть в сельхозоборот или это экономически нецелесообразно, предусмотрена возможность ведения на них полноценного лесного хозяйства, - отметила заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко. - Такой подход позволит землепользователям рационально распоряжаться участками в соответствии с выбранным назначением при соблюдении всех природоохранных требований.
В правительстве подчеркивают, что имеются в виду уже существующие "аграрные" леса. Правила стимулируют возвращение заброшенных земель в сельхозоборот, а не специальное выращивание боров и рощ на пашнях.
Проблема заросших полей актуальна для многих регионов Северо-Запада. Так, в Архангельской области засевается лишь около трети пахотных земель, а более 450 тысяч гектаров зарастает лесом. В Псковской области, по данным российского отделения Гринписа, не используется по прямому назначению свыше миллиона гектаров сельхозугодий, на Вологодчине - 730 тысяч гектаров, в Карелии - более 300 тысяч. На большей части этих земель давно шумят леса.
С появлением новых правил возникает вопрос: какую отрасль экономики решат стимулировать владельцы "аграрных" лесов - ЛПК или АПК? Казалось бы, для зоны рискованного земледелия, к которой относятся северные регионы, выбор очевиден - лес. К примеру, фермеры Поморья всегда были рады присовокупить к молоку и картошке заготовку древесины, когда представлялась такая возможность. Прибыль от последней компенсировала любые неурожаи. По предварительным оценкам, сегодня продажа выросшего леса может с лихвой окупить стоимость самого участка.
По словам главы одного из крестьянско-фермерских хозяйств Красноборского района, оставить выросший лес и заняться на законных основаниях заготовкой древесины будет не только выгоднее, но и проще, чем полностью его выкорчевывать.
Правила допускают сплошную и выборочную рубку лесных насаждений любого возраста. Исключение - водоохранные и нерестоохранные зоны, ветрозащитные и мелиоративные лесополосы. Составлять проекты освоения лесов и подавать лесные декларации собственникам участков не придется.
При этом у "лесных" фермеров появляются не только права, но и обязанности. Они должны будут по всем правилам вести учет, маркировку и декларирование сделок с древесиной. Охрана, защита и воспроизводство "полевых" лесов также становятся заботой землепользователей.
С научной точки зрения выбор дальнейшей судьбы заросших участков не столь однозначен. Доктор сельскохозяйственных наук, профессор САФУ Елена Наквасина считает перспективным использование леса, пявившегося на плодородных сельхозземлях, в качестве сырья для целлюлозно-бумажной промышленности и биотоплива. При этом ученый полагает вполне возможным возвращение таких участков в сферу агропрома даже на северных территориях.
- Почвы пашенных залежей сохраняют свое плодородие в течение двухсот-трехсот лет, и не использовать это было бы недальновидно, - утверждает Елена Наквасина. - В зависимости от состояния почв в конкретной местности можно было бы выращивать на них овощи, зерновые культуры, многолетние травы и даже плодовые деревья. Но для того, чтобы правильно организовать эту работу, надо провести экспертную оценку полей и решить, в каких целях их лучше использовать.
В управлении Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и НАО напоминают, что земля - это средство производства и вопрос ее использования надо решать, исходя из экономической целесообразности.
- На ряде территорий Архангельской области заниматься сельским хозяйством действительно невыгодно, но при этом в регионе есть прекрасные условия для выращивания ряда культур. К примеру, у нас имеет смысл заниматься семенным и продовольственным картофелем, поскольку северные земли менее подвержены болезням и вредителям, - пояснил заместитель начальника отдела организации земельного надзора Владимир Еремин.
В любом случае выбор сделают собственники заросших полей. Эксперты подчеркивают, что вместе с новыми правилами в России появились частные леса. Насколько рационально владельцы распорядятся полученным богатством, прислушаются ли к специалистам, теперь зависит только от них.
Экологи давно призывали разрешить использование "аграрных" лесов: поскольку они были без присмотра, часто возникали пожары и другие проблемы.
- Новое постановление можно назвать маленькой революцией в лесном секторе страны, - считает директор Лесной программы WWF России Андрей Щеголев. - Ранее сельхозземли, зарастающие лесом, были бесхозными и бесправными. Теперь все изменится. Это поможет решить острый кризис с доступными ресурсами: во многих регионах страны все леса с хорошей транспортной доступностью уже давно истощены, а лесопромышленники все чаще углубляются в первозданную тайгу, безвозвратно разрушая ее экосистемы.
При этом эксперты WWF отмечают, что во избежание нарушений надо четко регламентировать объемы разрешенных лесозаготовок и контроль за легальностью поставок древесины.