Почему предприниматели Северо-Запада не могут выйти на рынок госзакупок

Региональным подрядчикам в СЗФО становится все сложнее получать государственные контракты. В одних субъектах регулярное привлечение "варягов" является вынужденной мерой, обусловленной неразвитостью местных рынков или, к примеру, сложностью работ в условиях Крайнего Севера. В других регионах местные игроки сталкиваются с различными препятствиями. Страдает в результате бюджет.
Сергей Николаев/РГ

Высокий барьер

Заказчики могут использовать в своих целях дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров и услуг, прописанные в постановлении правительства РФ. Так, к бюджетным торгам на строительство и ремонт дорог допускаются только компании, имеющие опыт исполнения подобных госзаказов в последние три года. Причем стоимость как минимум одного такого контракта в портфолио не должна быть менее 20 процентов от начальной цены текущей закупки.

В Новгородской области законное требование отрезало местных поставщиков от многих аукционов, которые проводятся в рамках "дорожного" нацпроекта. В регионе принято объединять в один лот дорожные работы сразу в нескольких муниципальных районах. В результате стоимость контракта становится заградительной. Дело в том, что объем самых дорогих лотов, которые выигрывали ранее местные дорожные строители, не превышает 100-120 миллионов рублей.

- То есть мы и наши коллеги можем претендовать на контракты стоимостью максимум в 500-600 миллионов рублей. А средняя начальная максимальная цена контракта управления автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" в 2019 и 2020 годах превысила 920 миллионов рублей, - поясняет руководитель одной из новгородских дорожно-строительных организаций Игорь Полищук. - Для сравнения: в Калининградской области этот показатель составил 460 миллионов, в Псковской области - 180 миллионов. При этом работы в каждом районе Новгородчины в сметах выделяются в отдельные блоки. Следовательно, нет никаких препятствий, чтобы разделить их на отдельные лоты. Есть и еще одна проблема. Мы проанализировали все аукционы "Новгородавтодора" за прошлый и текущий годы. Экономия по состоявшимся торгам стоимостью более 100 миллионов рублей составила всего 0,02 процента, и практически всегда договоры заключались с единственным поставщиком. Подумать только, регион разыграл на дорожных торгах более 11 миллиардов рублей, сэкономив всего 2,2 миллиона. По лотам стоимостью менее 100 миллионов понижение составило уже 4,88 процента. Если бы такая же экономия была на крупных торгах, бюджет сохранил бы более полмиллиарда рублей.

Шестнадцать из двадцати

Корреспондент "Российской газеты" провел собственное исследование, благо вся информация о госзакупках есть на портале Единой информационной системы в сфере закупок. Вот последние 20 контрактов "Новгородавтодора", связанные с ремонтом, реконструкцией или строительством дорог (по состоянию на 24 сентября). Стоимость 16 лотов превысила 700 миллионов рублей, то есть претендовать на них местные подрядчики не могли. Из них в 15 речь идет о ремонтных работах сразу в нескольких районах. Любопытно: более половины всех самых финансовоемких аукционов выиграли две компании из Ивановской области. У них разные наименования, но один телефон.

Для сравнения рассмотрим последние 20 контрактов управления автомобильных дорог Псковской области на дорожный ремонт, реконструкцию или строительство. В 18 из них работы проходят в пределах одного района. Причем речь в документах, как правило, идет о ремонте одной конкретной дороги. Еще два контракта охватывают по два муниципальных района. Но и там от подрядчиков требуется отремонтировать не несколько разных дорог, а несколько участков одной трассы. У "Псковавтодора" вообще не нашлось контрактов дороже 700 миллионов рублей. Цена самого крупного лота - около 330 миллионов.

Когда местные игроки сталкиваются с различными препятствиями, страдает в результате местный бюджет

Управление дорожного хозяйства небольшой Калининградской области разыгрывало крупные лоты стоимостью более миллиарда рублей (четыре случая из 20). Но это связано не с объединением дорог в нескольких районах в одну закупку, а с ремонтом или строительством масштабных объектов. Таких, к примеру, как Северный обход Калининграда. Стоимость остальных 16 контрактов не превышала 700 миллионов рублей, и во всех соблюдался принцип: один лот - одна дорога.

"Российская газета" направила официальный запрос в "Новгородавтодор". Мы, в частности, задали вопрос: зачем учреждение объединяет дорожные объекты, расположенные в разных муниципальных районах региона, в один лот? Но пояснений в установленные законом РФ "О СМИ" сроки редакция не получила. В телефонном разговоре специалист по связям с общественностью учреждения Макар Багирян заявил: "Мы этот вопрос комментировать не будем".

Свои не в доску

В прошлом году Новгородская область оказалась в числе территорий, наименее активно работающих с местными поставщиками. Новгородским предпринимателям досталось только 29 процентов областных средств, разыгранных на торгах. Меньший процент продемонстрировали только северные регионы - Заполярье и НАО. В Калининградской области, для сравнения, этот показатель составил 63 процента, в Псковской области - 52 процента.

Такой свод данных, получивший название "рейтинг регионального протекционизма", ежегодно публикует Счетная палата РФ. Однако эксперты полагают, что говорить о протекционизме в регионах, где большинство торгов честно выигрывают "домашние" игроки, некорректно.

- Региональный протекционизм - это принятие региональных и муниципальных нормативно-правовых актов, устанавливающих преференции для местных компаний и ограничения для сторонних поставщиков. Такие действия противоречат Конституции РФ и федеральному законодательству, - поясняет декан факультета дополнительного профессионального образования Северо-Западного института управления РАНХиГС, эксперт в сфере управления госзакупками Лариса Каранатова. - Однако и противоположные действия, в результате которых у региональных поставщиков пропадают шансы на участие в государственных торгах, выходят за рамки закона. В то же время региональные власти могут создать успешную систему поддержки предпринимателей и развитую бизнес-инфраструктуру, благодаря чему на рынке появляются сильные игроки. Такой опыт необходимо тиражировать.

Бюджет и рынок труда в проигрыше

Возможно, следует пересмотреть дополнительные требования к участникам дорожных закупок, предполагает председатель Союза предпринимателей Новгородской области Дмитрий Койков. Почему, к примеру, поставщикам требуется именно один ранее исполненный контракт стоимостью не менее 20 процентов от начальной цены текущей закупки? А не два стоимостью не менее 10 процентов?

- Мы не просим протекционистских мер поддержки, но и заградительных требований для региональных поставщиков также быть не должно, - подчеркивает Дмитрий Койков. - Из-за того, что новгородские компании не могут выйти на рынок госзакупок, бюджеты региона и муниципалитетов теряют налоги, рынок труда лишается рабочих мест.

Если создать систему поддержки местных предпринимателей, то на рынке появятся сильные игроки

Лариса Каранатова не исключает, что профильные бизнес-сообщества могут инициировать на федеральном уровне обсуждение вопроса, связанного с обоснованностью 20-процентной планки. Однако в первую очередь необходимо изучить ситуацию с укрупнением лотов.

- Федеральное законодательство не запрещает заказчикам объединять работы в нескольких муниципальных образованиях в одну закупку, - продолжает Лариса Каранатова. - Но эти действия должны быть обоснованными и не ограничивать конкуренцию. Если в результате укрупнения лота начальная максимальная цена контракта не понижается и подобное происходит регулярно, это повод для реакции со стороны антимонопольных органов.

Между тем

Пятеро новгородских дорожных строителей направили коллективную жалобу в Центральный аппарат ФАС России (копия документа есть в распоряжении редакции). По словам предпринимателей, проверка по их обращению еще не завершена.

Мнение

(комментарий подготовлен газетой "Известия Мордовии",город Саранск)

Юрий Левашкин, депутат Государственного Собрания, директор Союза "Торгово-промышленная палата" республики Мордовия:

- В любом случае и в любой отрасли для того, чтобы получить контракт, требуется профессионализм, опыт работы в своей области, команда исполнителей. Ведь, к примеру, строительство дорог - очень ответственное дело. Перед участием в торгах компании нужно объективно оценить свои возможности и риски, изучить нормативно-правовую документацию, требования к участникам конкурса. Тогда шансы на успех в торгах значительно увеличатся.

Это расширенный вариант текста, сокращенный опубликован в печатной версии