Поделиться

    Коронавирус научил жителей юга России экономить на ресторанах и отдыхе

    Эпидемия коронавируса, самоизоляция и последующие экономические проблемы оказали влияние на финансовое поведение россиян. По данным опроса, проведенного одним из крупных банков на юге России, 27 процентов жителей региона не поехали в этом году в отпуск не из-за опасения заразиться коронавирусом, а исключительно по финансовым соображениям. Примерно столько же южан, 26 процентов, стали экономить на развлечениях. 33 процента по той же причине отказались от посещения кафе и ресторанов, а 32 процента стали реже туда ходить. Для сравнения: всего 8 процентов респондентов опасаются заразиться коронавирусом на развлекательных мероприятиях и 5 процентов - в заведениях общепита. То есть желание сэкономить оказалось сильнее страха перед инфекцией.

    Специалисты уже называют случившееся "новой нормальностью". Если раньше представители благополучных социальных слоев вольно обращались с деньгами, а экономить приходилось более уязвимым категориям населения, то теперь пандемия уравняла если не всех, то многих. По данным аналитического центра НАФИ, занимающегося финансовыми исследованиями, в зону риска попали не только малообеспеченные семьи, но и экономически активная и в недавнем прошлом достаточно успешная часть населения, которая неожиданно потеряла высокооплачиваемую работу, доход или бизнес. Причем кризис продемонстрировал, что даже у этой продвинутой категории оказалось недостаточно финансовых резервов.

    Привычные стратегии выхода из кризисной ситуации перестали работать. Найти новую работу или раскрутить бизнес теперь сложнее, чем прежде. Получить кредит в банке или занять деньги в долг у близких - тоже. А вот значимость собственных запасов, накопленных к "черному дню", резко выросла. Однако опросы показали: даже те, кто имеет сбережения, смогут прожить на них в среднем лишь 63 дня, что очень мало. А 42 процента россиян - не более одного месяца. В самой незавидной ситуации оказались те, кто вовсе остался без резерва и погряз в кредитах.

    При этом в разных регионах разные модели поведения. Например, москвичи обладают обширным набором знаний в области финансов, но при этом недостаточно серьезно относятся к сбережению денег. Жители столицы, привыкшие относительно легко зарабатывать, тратят больше и часто неоправданно, и здесь они уступают регионалам.

    - На юге России тоже своя специфика, здесь много сельскохозяйственных территорий с низким уровнем урбанизации, недостаточно развитой финансовой инфраструктурой и деловой активностью, следовательно, с невысоким уровнем финграмотности. Жители южных регионов меньше доверяют финансовым институтам, ориентируются на поддержку семей и сообществ. Южане с большей вероятностью возьмут деньги в долг у родственников или друзей, чем в банке или МФО. На финансовое поведение влияет даже климат. В северных регионах сейчас активно развивается цифровизация. Бизнес там заинтересован в инфраструктуре безналичной и дистанционной оплаты, поскольку в холодном климате услуги инкассации, особенно при больших расстояниях обходятся дороже. Поэтому, например, в Якутии на обычном рынке можно оплатить покупку безналом. На юге ситуация иная, - говорит руководитель аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева.

    Эксперты отмечают, что сейчас происходит своеобразный ментальный слом. Количество россиян, намеревающихся сберегать деньги, растет. Но пока непонятно, на сколько хватит такой установки, тем более в условиях снижающихся доходов населения.

    По словам замдиректора национального центра финансовой грамотности Сергея Макарова, время, проведенное в самоизоляции, показало, что люди могут тратить на 30 процентов меньше, чем до эпидемии коронавируса, без существенного снижения уровня жизни. Причем и эти 30 процентов не предел.

    - Перед эпидемией я вылетел в командировку в другой город, а когда ввели самоизоляцию, решил остаться там на три месяца, работая на удаленке. Мне хватило минимального комплекта одежды, который был со мной. А потратил я за это время на 70 процентов меньше, чем прежде, - рассказывает Сергей Макаров.

    Сложившаяся "новая нормальность", по мнению экспертов, уже вызвала бум интереса к вопросам, так или иначе связанным с финансовой грамотностью.

    - Сейчас ценится умение жить на ограниченные средства и при этом что-то откладывать. Тот, кто получает 30 тысяч, может жить и на 27 тысяч рублей. Причем небогатые люди могут поучить этому обеспеченных сограждан, которые потеряли привычный высокий доход. Сейчас нужно больше говорить о финансовых проблемах с детьми. Но тема финансов в разговоре с детьми в средней российской семье оказалась даже более табуированной, чем тема секса, - говорит эксперт комитета Госдумы по финансовому рынку, член банковской комиссии РСПП Ян Арт.

    Кстати, на юге России в сентябре начались онлайн-уроки финансовой грамотности Банка России для старшеклассников и студентов. В регионе также проходит онлайн-опрос на эту тему. Около 30 вопросов посвящены инвестированию, защите сбережений, планированию семейного бюджета, кибербезопасности, господдержке населения во время пандемии коронавируса.

    По словам управляющей отделением Банка России по Ростовской области Натальи Леонтьевой, результаты опроса выявят наиболее актуальные направления финансового просвещения жителей Дона. Примечательно, что, по мнению специалистов, высокий уровень финграмотности поможет пережить кризис не только частному лицу, но и предприятию, на котором он работает. Исследования уже доказали пользу для работодателя от сотрудников, умеющих распоряжаться деньгами.

    - Финансовые проблемы - это один из основных факторов стресса, который преследует человека не только дома, но и на работе. В результате снижается производительность труда, сотрудник чаще отвлекается от решения производственных задач, больше болеет, - объясняет представитель Минфина России в Глобальном партнерстве за финансовую доступность "Группы двадцати" (G20) Анна Зеленцова.

    Между тем

    По информации аналитического центра НАФИ, сейчас примерно 12 процентов россиян имеют высокий уровень финансовой грамотности. В прошлом году эта доля составляла менее 10 процентов. Социальный портрет финансово грамотного россиянина выглядит так: это человек трудоспособного возраста 30 - 45 лет, который имеет семью с одним или двумя детьми, живет в городе-миллионнике и активно пользуется финансовыми продуктами. При этом у женщин более высокий уровень финансовой грамотности, чем у мужчин.

    Поделиться