Первым из четырех пусковых комплексов стал мост через Волгу, соединивший Волгоград с заволжскими районами. Решение о его строительстве приняли еще в 1994 году. Через два года приступили к первой очереди проекта. Но потом работу заморозили. Завершили ее уже в новом веке. В июне этого года был открыт для движения новый мост через Ахтубу. И вот следующий этап строительства - автострада, которая свяжет эти два объекта.
Магистраль станет частью федерального транспортного коридора. Сегодня интенсивность движения по существующей дороге Волгоград - Краснослободск - Средняя Ахтуба составляет в среднем 30 тысяч автомобилей в сутки, что в пять раз превышает ее пропускную способность. Только за два года в ДТП здесь погибло 10 и пострадало 109 человек, в том числе 19 детей.
Членам рабочей группы представили четыре возможных варианта строительства трассы. Особое внимание уделили первоначальному, разработанному еще в 90-е годы и предусматривающему прохождение магистрали по существующей дороге вблизи жилой застройки. Однако этот вариант потребовал бы сноса части жилых домов, переноса целого ряда инженерных коммуникаций, возведения насыпи высотой не менее пяти метров, которая разделит поселки. При этом строителям пришлось бы вырубать деревья, включая дубы, за сохранение которых выступают активисты.
Еще один представленный вариант предполагает прохождение автотрассы по левому берегу ерика Верблюд. Однако из-за рельефа местности в таком случае нужно будет возводить двухкилометровую эстакаду, что потребует сплошной вырубки близлежащего лесного массива.
Не нашел поддержки и вариант, согласно которому дорога проходит по правому берегу ерика Верблюд. Это позволяет обеспечить частичный доступ к пляжам, но здесь также требуется возведение двухкилометровой эстакады, что повлечет вырубку большого количества зеленых насаждений.
По словам представителей инженерной группы, они постарались избежать недостатков трех предыдущих вариантов и уменьшить ущерб экосистеме. Четвертый проект, который признали оптимальным, учитывает пожелания жителей, а также местные гидрологические и геологические условия. Маршрут частично совпадает с теми, которые идут вдоль Верблюда, но при подходе к самому водоему сворачивает от него.
Проектировщики признают, что, как и при любом строительстве, полностью избежать ущерба для окружающей среды не удастся, но его предлагается максимально компенсировать. Этот проект предусматривает компенсационное озеленение: будет высажено свыше 200 тысяч саженцев, в том числе почти 103 тысячи саженцев дуба. Запланированы также затраты на выпуск молоди сазана и стерляди возрастом до года. При этом цена вопроса ниже, чем в остальных случаях: около 9,9 миллиарда рублей.
- Из всех предложенных вариантов выбранный нами наносит вред экосистеме в наименьшей мере, - отметил академик РАН Константин Кулик. - Конечно, дубы жалко. Но они и так высыхают из-за зарегулированности стоков Волги. У нас буквально все являются специалистами-лесоводами! А я говорю, что больные деревья надо рубить, чтобы они не заражали молодняк. В большинстве эти дубравы относятся ко вторичной и третичной генерации. Я бы их называл реликтовыми с большой осторожностью. Во время Сталинградской битвы почти все дубы в пойме были вырублены. Компенсационные посадки дадут большой прогресс в озеленении Волго-Ахтубинской поймы. Тем более что будет использован местный, адаптированный посадочный материал.
Проектировщики предусмотрели четыре мостовых перехода через ерики и два путепровода. Для предотвращения шумового воздействия на жителей рядом стоящих домов установят акустические экраны общей протяженностью 9,3 километра. Для отдыха водителей и пассажиров хотят сделать специальные площадки с беседками, биотуалетами, парковочными местами и искусственным освещением.
- Я ознакомился с проектом детально. Дорога пересекает четыре ерика и частично затрагивает еще два. Она пересекает водоемы под углом 90 градусов. То есть минимально нарушается водоохранная зона. Мосты оставляют достаточно пространства для прохождения воды в паводок. Сваи стоят на сухом месте, акватория не затрагивается, - прокомментировал главный ихтиолог Нижневолжского филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Главрыбвод" Сергей Яковлев.