Закладка двух головных земснарядов новой серии состоялась на производственной площадке "Лотос" Южного центра судостроения и судоремонта, их планируется сдать в эксплуатацию в конце 2022 года. Еще два судна начнут строить до 31 декабря и передадут заказчику в 2023 году. Средняя стоимость строительства каждого земснаряда составляет около миллиарда рублей, финансирование ведется по льготной лизинговой программе со ставкой 2,5 процента годовых сроком на 15 лет.
- Этот пилотный проект - нерядовое событие как для Астраханского региона, так и для всей России в целом, - заявил на церемонии закладки судов замминистра транспорта России Юрий Цветков. - Речной транспорт - наиболее безопасный, экологичный и энергоэффективный, но мешает ряд факторов, один из которых - старение дноуглубительного флота, средний возраст которого более 30 лет. Суда, которые мы закладываем сегодня, позволят решить проблему коренным образом.
По словам директора департамента судостроительной политики и морской техники минпромторга России Бориса Кабакова, из 100 тысяч километров водных путей страны только половина имеет глубину гарантированного хода больше 3,5 метра. Как сообщил вице-президент Объединенной судостроительной корпорации Василий Бойцов, из 155 земснарядов, имеющихся на балансе администраций бассейнов внутренних водных путей, на ходу только 126, причем треть из них - в критическом возрасте, старше 40 лет. Но даже те, что моложе, устарели технически: они уже не такие производительные, как современные, и дороже в эксплуатации.
- Особенность строящихся у нас земснарядов в том, что они самоходные, у них хорошая производительность - 900 кубометров грунта в час, - рассказал "РГ" руководитель проекта, главный строитель судоверфи "Лотос" Азат Батыров.
Он объяснил, что роторно-ковшевые земснаряды хорошо справляются с рыхлением грунта с высоким содержанием глины, а фрезерные подходят почти для любого типа дна. Оба судна рыхлят речное дно на глубину от двух до десяти метров и могут работать даже при метровой осадке. Грунт изымается с помощью погружного насоса по трубопроводу на берег, либо - в шаланды-баржи.
Земснаряды разработаны по спецпроекту в сотрудничестве с голландской компанией с учетом требований Российского речного регистра. По данным представителя компании Евгения Леонова, сравнительный анализ показывает экономическую эффективность нового типа земснарядов по отношению к многочерпаковым земснарядам в 2,3 раза, к землесосам на 20 процентов.
- Голландская компания планирует локализовать в ОЭЗ "Лотос" производство, сделать его в значительной степени российским, - подчеркнул Юрий Цветков. - Мы поддерживаем эту инициативу, поэтому хотели бы создать в Астрахани кластер, который бы занимался строительством самоходных земснарядов.
Сейчас "Лотос" продолжает строительство еще пяти судов, среди которых - круизный лайнер "Петр Великий" и колесный прогулочный теплоход. Есть заказы и у других верфей. На Астраханском судостроительном производственном объединении строят два танкера-химовоза, а на "Красных баррикадах" идет работа над опорным основанием ледостойкой стационарной платформы для месторождения в Арктике.