Что происходит с концертной индустрией? Отвечают организаторы и продюсеры

В начале октября в Москве состоялся всероссийский форум Colisium, а затем уже и масштабные обсуждения. Причем, в отличие от летних месяцев, все снова участвовали в них из своих офисов или квартир, в формате online. Эти мероприятия не были запланированы заранее, их проводили срочно. Нужно было поскорее и вместе решить, как спасти музыкальную индустрию, поскольку COVID-19 во всем мире не ослабевает. Обозреватель "РГ" внимательно следил за развитием событий.
Олег Прасолов

"Стадионные туры иностранных артистов возродятся не раньше мая 2021 года", - заявила глава компании SAV Entertainment Надежда Соловьева. Впрочем, по мнению обозревателя "РГ", хуже даже другое - и концертов российских артистов тоже стало меньше. Справедливо, что по "коронавирусному регламенту" и зрителей в залах должно быть не больше 50 процентов от их номинальной вместимости. В итоге доходы площадок и самих исполнителей упали. Не все концертные залы и организации уже понимают, из каких доходов платить зарплаты сотрудникам. А некоторые артисты подумывают о том, не сменить ли на время COVID-19 профессию. Уже и Александр Розенбаум высказывался о том, не пойти ли ему в грузчики…

Да, запретов на концертную деятельность ныне нет и пора карантина завершена. Но страх у некоторых зрителей все равно остается. К примеру, 29 сентября в Карелии на концерт "Пикника" не пошли 20 процентов зрителей, имевшие на руках уже давно купленные билеты, о чем рассказал продюсер из Петрозаводска Максим Мазуровский. Есть и другая тенденция: некоторые артисты и сами переносят выступления на отдаленные и, наверняка, более безопасные даты. Так, в октябре в "Крокус Сити Холле" уже не спели Игорь Саруханов и "Нэнси".

Осложняет дело и то, что зрители, продолжающие ходить на концерты, иногда снимают маски уже в зале. За выполнение норм социальной безопасности теперь все строже следит Роспотребнадзор. Уже известны случаи временного закрытия клубов…

Но как эффективней всего действовать в ситуации, когда нужно и музыкальную индустрию сохранить, и артистам с промоутерами и продюсерами не разориться, и коронавирусу противостоять? Да и любимые или новые песни по-прежнему слышать и видеть не только по телевизору?

Вот некоторые мнения, советы и методики, предложенные на форумах.

Дмитрий Гринченко, директор "Русского концертного агентства":

- Если концертные выступления будут запрещены в ближайшее время, то промоутерам придется уходить из профессии… Нам надо учиться жить с мыслью о том, что коронавирус никуда уже не денется. И под него просто нужно учиться подстраиваться. Может, отказаться от каких-то привычных методов. Индустрия классической музыки, например, сильно пострадала еще и потому, что в ней развита система абонементов - то есть билеты продаются на много месяцев вперед.

Надежда Соловьева, глава SAV Entertainment:

- С марта в российской концертной индустрии ничего не изменилось. Несмотря на то, что в Москве сейчас разрешены выступления в залах вместимостью до 3 000 человек, проводятся далеко не все из запланированных мероприятий, многие зрители попросту пока боятся ходить на концерты. Но есть и положительные моменты: создание Ассоциации театрально-концертных организаторов и налаживание механизма возврата билетов на перенесенные мероприятия... Наша индустрия создавалась годами, и в ней задействовано более полумиллиона человек, поэтому сейчас мы колоссально нуждаемся в помощи государства. Мы благодарны за то, что уже сделано, но нам нужны новые шаги и разрешения на полное раскрытие залов.

Михаил Шурыгин, президент группы компаний NCA (Санкт-Петербург):

- У зрителей, помимо страха перед посещением мероприятий, практически не осталось денег на билеты. Мы стараемся сохранять рабочие места в своей компании, но удержать 100 процентов сотрудников в нынешних условиях не способны. Есть и позитивные моменты. Это - освоение новых форм управления и эффективное использование онлайн-формата.

Максим Берин, президент концертного холдинга Berin Iglesias Art:

- Музыкальный бизнес в мировом масштабе страдает неимоверно. Промоутеры несут ежедневные расходы по содержанию персонала, которые ничем не покрываются. Выход из ситуации - разрешить проводить концерты хотя бы при 10 тысячах зрителей.