Эксперты призвали создать в Киргизии условия для прихода инвесторов

Денис Акчурин
Киргизия в обозримом будущем может столкнуться с оттоком не только трудящихся, но и предпринимателей. Как полагают местные и российские эксперты, властям КР необходимо заняться созданием условий, которые бы способствовали притоку капиталов и инвестиций и развитию социальных программ. Как решить проблемы, обострившиеся во время пандемии, и чем может помочь Киргизии союзная Россия? Ответы на эти вопросы в ходе видеоконференции искали специалисты, приглашенные клубом региональных экспертов КР "Пикир" и Уральской ассоциацией "Центр этноконфессиональных исследований профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма".

Братское плечо

По словам известного экономиста, представителя Центра постсоветских исследований Института мировой экономики и международных отношений имени Примакова РАН Елены Кузьминой, одним из тяжелейших последствий пандемии коронавируса, охватившей мир, стал кризис инвестиций. В мире их объем, согласно экспертным оценкам, может сократиться примерно наполовину. Для Киргизии, экономическое развитие которой в течение последних лет значительно ускорилось, подобный сценарий не сулит ничего хорошего. Республика практически не располагает собственными ресурсами, которые могли бы использоваться для запуска или развития важных проектов. Но, как полагает Елена Кузьмина, негативные тенденции можно преодолеть, если воспользоваться инструментами Евразийского союза и возможностями, которые предоставляет сотрудничество с Россией.

- За последние полгода товарооборот между нашими странами по многим позициям значительно увеличился, - подчеркнула она. - По некоторым позициям вырос экспорт российских товаров в КР, а по некоторым - киргизских в РФ. На руку республике сыграло падение цен на нефть и минеральные продукты, потому что оно повлекло за собой снижение цен, по которым закупаются нефтепродукты. Выросли и активы Российско-Киргизского фонда развития, что позволит избежать кризиса инвестиций, о котором я говорила выше.

Как заверяет эксперт, над тем, чтобы обеспечить приток капиталовложений, сейчас работают и институты ЕАЭС. Но для ощутимого эффекта инвестиции должны быть точечными. Средства сейчас необходимо вкладывать в сферы транспорта и логистики, высокие технологии и финансовые системы.

- У Киргизии есть отрасли, которые поддержат развитие экономики, даже несмотря на неблагоприятные факторы, связанные с пандемией, - полагает Елена Кузьмина. - Это агропромышленный комплекс и предприятия по переработке, логистика, сфера связи, цифровые технологии.

Комплексный инвестор

В республике в силу известных причин давно испытывали сложности с привлечением крупных иностранных инвестиций. Пандемия же вывела в лидеры неожиданного, на первый взгляд, игрока - Российско-Киргизский фонд развития (РКФР). В течение последних лет он фактически превратился в комплексного инвестора, который поддерживает не только крупные проекты, но и инициативы малого и среднего бизнеса.

Согласно официальным данным, на долю совокупной выручки предприятий, получивших финансирование РКФР, в 2019 году пришлось более восьми процентов ВВП. За этими цифрами скрывается и социальная составляющая. По словам зампредседателя правления РКФР Олега Кудякова, за несколько лет при содействии фонда в республике создано 3,4 тысячи рабочих мест, не считая 56,8 тысячи в смежных областях.

- Общий размер инвестиций, которые фонд вложил в экономику Киргизии, уже составил 344 миллиона долларов, - заявил он. - Профинансировано 60 крупных проектов и еще 2,7 тысячи проектов малого и среднего бизнеса через банки-партнеры. Доля кредитного портфеля фонда в кредитном портфеле (сроком до 3 лет) всей банковской системы республики достигла 25 процентов. Доля долгосрочных кредитов (сроком более 3 лет) возросла с 30,5 процента в 2015-м до 42 в 2019 году. Фонд повлиял и на средневзвешенную ставку банков в заданный период. То есть с начала деятельности фонда произошло снижение ставки в иностранной валюте более чем на пять процентов, а в национальной валюте - на 4,3.

- Комфортнее условий, чем предоставляются нашим фондом, потребителям, пожалуй, в республике не найти, - утверждает председатель правления РКФР Азиз Алиев. - Нашу деятельность можно назвать самой актуальной и эффективной экономической дипломатией. Проекты, которые мы поддержали, сегодня можно найти практически в каждом районе. При этом все они, так или иначе, нацелены на рынки ЕАЭС. Продукция этих предприятий доходит даже до Калининграда.

Создавайте условия

Предоставляя финансовую поддержку местным предприятиям, РКФР, по сути, вынужденно взял на себя некоторые функции местной банковской системы. Не случится ли так, что фонд подменит собой последнюю? В фонде развития полагают, что нет, и конкурентом коммерческим финансово-кредитным учреждениям организация не выступает. Киргизские и российские эксперты, в свою очередь, убеждены, что местным комбанкам необходимо научиться быть привлекательнее, а самой республике больше и активнее использовать возможности, которые предоставляет ЕАЭС.

- Совокупные денежные поступления, связанные с участием в ЕАЭС, включая выросший экспорт товаров и переводы мигрантов, составляют в Киргизии более трех миллиардов долларов в год, - утверждает глава Евразийского аналитического клуба (Москва) Никита Мендкович. - За последние четыре года рост экспорта в страны союза вырос в целом более, чем на 150 процентов. Но те же средства, которые трудовые мигранты высылают на родину, слабо используются для инвестирования в экономику. Почему? Они чаще всего минуют банковскую систему. Именно поэтому более 40 процентов долгосрочных инвестиций в республике приходится на долю РКФР, а не местных финансовых институтов, тогда как банковские средства часто расходуются на краткосрочные проекты в сфере транзита и услуг, но не реального производства. Эта диспропорция ненормальна.

По словам эксперта, трудящиеся из Киргизии чаще всего вынуждены полагаться не на поддержку государства или финансовых организаций, а на себя. Некоторым удается скопить средства, чтобы запустить собственный бизнес.

При этом, как утверждает Никита Мендкович, на фоне пандемии в среде трудовых мигрантов из КР резко возросло число желающих остаться в России навсегда.

- Полтора года назад такое желание выражало около 30 процентов мигрантов, - подчеркнул он. - Сегодня цифра увеличилась как минимум до 50 процентов. Это обусловлено тем, что Россия лучше справилась с защитой населения от пандемии и преуспела в разработке вакцины. Фактически многие киргизстанцы, работающие в России, чувствуют, что они и их семьи защищены в РФ лучше, чем на родине.

Помните о людях

- Пандемия, безусловно, нанесла серьезный удар по многим странам, - отмечает научный сотрудник Дипломатической Академии МИД РФ Вадим Козюлин. - Государствам в подобных условиях необходимо предпринимать серьезные шаги для поддержки бизнеса и населения, особенно многодетных и малообеспеченных семей. В России проблему заметили раньше, сегодня для ее решения делается многое, и еще большего мы ожидаем. Предпринятые усилия облегчили жизнь граждан. Мне кажется, этот опыт может быть интересен Киргизии. В КР, на мой взгляд, необходимо уделить внимание не только малому и среднему бизнесу, но и широким слоям населения. Люди из-за вынужденной изоляции и ухудшившейся экономической ситуации понесли серьезные потери.

Экономист Нургуль Акимова, в свою очередь, полагает, что озвученные проблемы можно решить комплексно, если развивать регионы в целом и малые города, некогда созданные вокруг градообразующих предприятий, ныне закрытых.

- Правительство представило свою концепцию развития регионов, в которой планирует развивать 20 пилотных городов, где имеется промышленная инфраструктура, - говорит она. - Но, как мне кажется, было бы хорошо обратить внимание на сферу услуг. КР - сервисная страна. В этой сфере создается большое количество рабочих мест. Однако государство зачастую обходит ее вниманием. Быть может, подобную программу помог бы реализовать Российско-Киргизский фонд развития?

Мнение

Марсель Салахунов, председатель московского отделения Общероссийского Киргизского конгресса

В начале пандемии нередко звучали предположения, что многие мигранты уедут из России на родину. Считаю, что это мнение ошибочно. Мы, по крайней мере, значительного оттока не наблюдаем, хотя сейчас у киргизстанцев есть возможность спокойно уехать на родину. Полагаю, потому, что ситуация в России налаживается, бизнес приходит в себя, открываются предприятия сферы услуг, где граждане КР давно занимают свою нишу. Люди возвращаются к работе. И наши соотечественники, как и раньше, могут зарабатывать. Как следствие, объем денежных переводов в республику в последнее время вновь растет. Наши граждане по сравнению с уроженцами других стран Центральной Азии более адаптированы к российским условиям, практически все знают русский язык, ответственны. Их охотно принимают на работу. Киргизским мигрантам благодаря участию республики в ЕАЭС не нужно брать разрешения на работу. В отношении трудовых прав они практически уравнены с россиянами.

К сожалению, представители бизнеса в Киргизии, в отличие от граждан, уезжающих на заработки, не спешат воспользоваться возможностями, которые предоставляет ЕАЭС. Хотя, признаться, мы в свое время ожидали, что республика активно выйдет на рынок России. Но, как оказалось, к этому производители из КР оказались не готовы. И эта ситуация наблюдается до сих пор. Мне кажется, малому и среднему бизнесу, ориентирующемуся на рынки ЕАЭС, необходима хотя бы информационная поддержка государства, тем более, что в России есть огромные возможности для сбыта наших товаров. Но лучше, конечно, создавать для производителей условия. Насколько известно, в последнее время Узбекистан (РУз) активно переманивает производителей из КР к себе. РУз создает под них площадки развития, оказывает поддержку, выделяет инвестиции.

Досье "РГ"

Российско-Киргизский фонд развития учрежден и действует в соответствии с соглашением между правительствами КР и РФ от 24 ноября 2014 года. РКФР создан в целях содействия экономическому сотрудничеству между двумя странами, модернизации и развития экономики республики, эффективного использования возможностей, обусловленных участием в евразийском экономическом проекте. Фонд является международной организацией - субъектом международного права, обладает международной правоспособностью и имеет право заключать международные договоры в пределах своей компетенции.