Как москвичи после возвращения на малую родину преобразили белорусскую деревню

Андрей Сазонов
Дом "москвички Зины" в деревне Коркать, что километрах в пятидесяти от Могилева, вам покажет любой местный обитатель. Впрочем, из Белокаменной на малую родину она перебралась не одна. "Все три Корнеевы дочки сюда из России вернулись, хаты рядом поставили, - толкуют нам, заезжим, местные. - Зинина самая нарядная на селе, так что не промахнетесь. Кстати, с их появлением Коркать преобразилась так, что не узнать, - ожила, расцвела…"

Вообще-то Корнеевых дочек четверо: Светлана, Неля (так записано в паспорте), Тамара и Зинаида. Все замужние, так что фамилии у всех разные, но сельчане и не трудились их запоминать. Кличут по старинке, по имени отца - Корнея Сергеевича, который родом из этих мест.

- Это российские коллеги к моему отчеству привыкнуть не могли. Как только ни называли: и Кирилловна, и Камиловна, только не Корнеевна, - смеется Зинаида Власова, много лет проработавшая в солидной московской организации. - Для Беларуси имя Корней привычное. И маму нашу всю жизнь Корнеихой величали. Она полеводом была. Отец - на руководящих должностях, одно время сельсовет возглавлял.

Деревенских в Коркати - 43 человека. Летом раза в два больше: к старикам приезжают из города дети, внуки.

Россиянки хоть и обзавелись домами и огородами в деревне, на сельчанок не сильно смахивают. Позитивные сестры-пенсионерки (старшей 73 года, младшей - 63) следят за модой. Недавно, например, сделали татушки - набили на веках стрелки: "Так красивее, и косметикой можно не пользоваться". И подворья у всех уютные, ухоженные, современные. У Власовых, к примеру, усадьба нежно-зеленого цвета, двор утопает в цветах, по периметру - ровный зеленый газон, декоративные фигурки. А ведь еще несколько лет назад тут был лес да бурьян. Почти три года понадобилось Зинаиде и ее супругу Павлу, чтобы на купленном участке навести порядок. Сруб старый, но еще добротный, его перевезли из соседнего села, обшили сайдингом.

Местные посмотрели, как "наши россиянки" дружно обустраиваются, и тоже стали свои дома править

Топят, как большинство сельчан, дровами. На участке пробурили скважину. Чтобы в доме была горячая вода, повесили бойлер, установили душевую кабину… А под березками Павел Иванович - пчеловод со стажем - организовал пасеку. Теперь на столе всегда и цветочный мед, и гречишный. Кстати, переехать сюда из Москвы - его идея. В прошлом заместитель директора дорожно-строительной фирмы, которая строила МКАД и Манежную площадь, Павел Власов, однажды побывав в Беларуси, влюбился в эти края:

- Природа тут шикарная, люди душевные, и до города добраться не проблема - маршрутка туда-обратно ездит, дороги постоянно чистят, ровняют.

Накануне нашего визита в Коркать Власовы как раз вернулись из России. Ездили продавать дачу в Калужской области, в 72 километрах от Белокаменной. Для Москвы, объясняют, это не расстояние. Но решили: раз уж перебрались в Беларусь навсегда, зачем тот дом пустовать будет? А квартиру в Москве оставили, там сейчас Оля (дочь Зининой сестры) живет.

- Вообще-то Неля первая из России, где прожила без малого 30 лет, на малую родину переехала, - уточняют россиянки с белорусскими корнями, радушно угощая нас чаем с конфетами, изготовленными на фабрике в подмосковной Балашихе. - Овдовев в 28 лет (муж Александр погиб), она одна поднимала детей. Максим в Могилеве окончил Белорусско-российский университет, женился, работает начальником цеха на предприятии. А Оля - заведующая в одном из московских ресторанов.

- Когда сюда вернулась, не узнала село. В пору нашей молодости большое было: дворов 70, шикарный клуб, куда со всей округи приходили, просторная библиотека, магазин, школа, бильярдная, - вспоминает Неля Комарова. - Но потихоньку оно возрождается. Я купила дом рядом с отцовским, построенным еще в 1949 году (он остался сестре Тамаре, которая единственная из нас не уезжала из Беларуси и досматривала родителей). Сделала ремонт. Следом и старшая наша сестра Светлана сюда потянулась. А квартиру в Переделкино оставила сыну, который, кстати, хоть и родился в России, считает себя белорусом и каждый год приезжает в Коркать с женой и детьми.

По московской суете 73-летняя Светлана Хохелько не тоскует:

- Мы с мужем Володей каждый год не на море, а сюда, в Беларусь, в отпуск ехали. Очень он эти края любил. Мечтал сюда перебраться. Но не успел. Кстати, он в свое время строил завод "КАМАЗ" в Набережных Челнах. Благодаря ему и наша Зина будущего мужа встретила - Павел с Володей в Москве на одном предприятии работали. Мы вообще с сестрами друг за дружку крепко держимся, так когда-то наша мама нам наказывала.

Все праздники - юбилеи, Новый год - Корнеевы дочки справляют вместе: с детьми, внуками. Человек 20. Плюс трое двоюродных сестер и двоюродный брат, которые тут же, на малой родине, обосновались. Шутят: "Коркать - наше семейное село".

- Так оно и есть. С их возвращением Коркать возродилась, - подтверждает председатель Семукачского сельсовета Тамара Укружская. - Скромное было село, а теперь хоть туристов сюда на экскурсии вози. Местные посмотрели, как "наши россиянки" дружно обустраиваются, и тоже стали свои дома править: кто фасад освежил, кто забор новый поставил, а кто и вовсе затеял ремонт с размахом. Чтобы не выглядеть хуже "приезжих".

К здешним участкам все чаще прицениваются горожане. Один уже купил дом в "российско-белорусском" селе, еще три человека - в соседнем. Будет жить деревня!..

Семейный бюджет супругов Власовых

Домик в Беларуси Власовы купили по объявлению в интернете. Как сами говорят - за копейки: чуть больше 300 долларов. Перевезти его в Коркать, и капитально отремонтировать стоило, конечно, значительно дороже. Сегодня семейный бюджет Власовых - это две пенсии. В пересчете на белорусские около 560 и 700 рублей. Продукты покупают в автолавке. В неделю уходит всего 30 рублей, так как фрукты и овощи свои. Два раза в месяц, бывая в Могилеве, закупаются более основательно. Автомобильное топливо для таких поездок обходится до 15 белорусских рублей.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться