"Нобелевку" по химии присудили за развитие метода редактирования генома

Объявлены имена лауреатов Нобелевской премии по химии 2020 года. Ими стали французская микробиолог Эммануэль Шарпентье и ее американская коллега Дженнифер Дудна за развитие метода редактирования генома. Он стал революцией в генетике, биологии и медицине, уже позволил создать принципиально новые методы борьбе с тяжелыми наследственными болезнями.

Согласно завещанию Альфреда Нобеля, премию по химии должен получить тот, "кто сделает наиболее важное открытие или усовершенствование" в этой области. Напомним, премию присуждает Шведская королевская академия наук (Стокгольм). Ее рабочий орган - Нобелевский комитет по химии, состоящий из пяти-шести членов, которые избираются Академией на три года. Правом номинировать на премию обладают ученые разных стран, включая членов Шведской королевской академии наук и лауреатов Нобелевских премий по химии и физике, которые получили специальные приглашения от комитета.

Отметим, что в этом году Нобелевскому комитету удалось "обмануть" все прогнозы, которые делали ведущие медиакомпании. Техника гадания нехитрая: в список попадают ученые, которые внесли наибольший вклад в развитие своей области, то есть цитируются в ней чаще других. Казалось бы, все логично, ведь такая арифметика четко показывает значимость работы каждого ученого. И аналитики, как правило, угадывают имена лауреатов. Но проблема в том, чтобы попасть в "десятку" именно в данный год. А вот тут происходит серьезный разброс. Как говорят синоптики, их прогнозы обязательно сбываются, но не обязательно сегодня.

В этом году, по мнению аналитиков, среди лидеров были работы в области нанокристаллов и их разработчики - кореец Хён Тэ Хван, а также американцы Кристофер Мюррей и Маунги Бавенди. Достойны премии и открыватели реакции Бухвальда-Хартвига американцы Стивен Бухвальд и Джон Хартвиг, которые смогли синтезировать многие природные алкалоиды. Еще одним претендентом был японец Макото Фудзита, он собирает трехмерные конструкции из нескольких органических молекул, которые могут служить "молекулярными контейнерами" для других веществ. Стоит запомнить эти имена, так как возможно в следующем году Нобелевский комитет назовет именно их в числе лауреатов премии. Кстати, в 2019 году премия была присуждена американцу Джону Гуденафу, британцу Стэнли Уиттингэму и японцу Акире Йосино за разработку литийионных батарей. Эти ученые несколько лет входили в списки претендентов. И своего дождались.

У самой престижной научной премии есть специфика, которую давно отметили многие ученые, в частности, и наш лауреат Виталий Гинзбург. После получения награды он заметил, что самое трудное - это до нее дожить. Ученый получил премию через много лет после своей работы по сверхпроводимости. И в этом году исследователи вируса гепатита С стали нобелевцами через 30 лет после своего открытия. А самым старым лауреатом на сегодня является Артур Эшкин, который в 2018 году удостоен премии в возрасте 96 лет.

Кстати, средний возраст лауреатов неуклонно растет: если в начале XX века он составлял 56 лет, а у физиков вообще 47, то сейчас приближается к 63 годам. В чем причины старения? Многие ученые по-прежнему совершают открытия в начале своей профессиональной карьеры, однако существуют тысячи людей, которые занимаются примерно тем же самым. Нобелевскому комитету приходится проводить множество проверок, поэтому между совершением открытия и получением награды может пройти очень много лет. Словом, мнения об этом феномене существуют самые разные, но единого пока нет.

Среди отечественных ученых только один лауреат премии по химии: Николай Семенов, награжденный в 1956 году за исследования в области механизма химических реакций.