07.10.2020 17:06
    Поделиться

    Почему белгородские водители против транспортной реформы

    Кто не принимает белгородскую транспортную реформу
    Модернизация транспортной системы Белгородской агломерации продолжает удивлять жителей областного центра и его пригородов. Приоритет общественного транспорта теперь подчеркивают выделенные полосы на самых оживленных улицах города, безналичная оплата становится удобнее благодаря новым валидаторам, которые пока тестируются, но совсем скоро заработают в полную силу. А ради экономии в пять рублей, которую дает оплата проезда картой, даже ярые противники "пластика" сходили в банк. И все же новшествам активно сопротивляются, причем первые, кто это делает, - водители общественного транспорта.
    Анна Скрипка/РГ

    Антисон и антитабак

    Торжество по случаю передачи из минтранса РФ 58 новых низкопольных автобусов для белгородских улиц стало поводом еще раз обсудить реформу общественного транспорта в городе и окрестностях. Полная замена старой маршрутной сети на новую, которая позволит бесплатно пересаживаться из одного автобуса в другой, еще раз поощрит безналичную оплату проезда и усилит прозрачность работы автобусов и троллейбусов на маршрутах.

    Заместитель министра транспорта РФ Алексей Семенов, передавая символический сертификат на десятки новых ЛиАЗов, отметил, что Белгород стал одним из первых городов, которые в федеральном центре решили поддержать в приобретении автобусов по программе лизинга. Все дело в том, что в регионе и городе уже многое сделано для удобства пассажиров. Однако эти 58 машин не предел: следующая поставка позволит увеличить число автобусов до 65, пока же городские власти и руководство оператора пассажирских перевозок в Белгородской агломерации решили вывести свежие ЛиАЗы на самые оживленные маршруты.

    Примечательно, что внешне новые автобусы, если не присматриваться к деталям окраски, ничем не отличаются от тех, что уже курсируют по белгородским улицам. Однако главное отличие новых машин - в тотальном контроле за ходом поездки и поведением водителя. Интеллектуальная система "Антисон" представляет собой камеру, которая подмечает особенности состояния водителя.

    - Камера отреагирует не только на то, как часто водитель начнет моргать, когда устанет, - пояснил замгенерального директора ЕТК Алексей Тихонов, - но еще и в том случае, если он закурит во время движения по маршруту или начнет разговаривать по мобильному телефону. На панели перед водителем предусмотрен небольшой экран, и на нем отобразится запрет на то же курение. Информация обо всех нарушениях поступает в компанию-перевозчик, а уже там будут принимать меры.

    Стоимость каждой системы с "умной" камерой - около 50 тысяч рублей: разработка исключительно российская, однако пока в наличии этих продуктов не так много. Поэтому в Белгороде оснащать системой "Антисон" автобусы будут постепенно - до конца будущего года намерены оборудовать ими весь подвижной состав. Наверное, это будет последнее, что можно сделать для контроля за общественным транспортом, ведь вся сеть уже просматривается благодаря навигационным системам.

    Скорость и комфорт

    Впрочем, каждый программный продукт ведет за собой внедрение других инноваций. Так, первый замглавы региона Денис Буцаев отметил, что главная цель всех перемен - сделать общественный транспорт более быстрым, доступным и комфортным.

    - Мы подходим к этому вопросу комплексно, - пояснил Денис Буцаев. - Есть успехи, но есть и проблемы, и ними мы будем разбираться. Наша задача - улучшить ситуацию с движением общественного транспорта так, чтобы изменения не сильно повлияли и на движение личных автомобилей.

    Безналичная оплата помогла проследить за потоком пассажиров и сделать выводы о востребованности маршрутов

    Первый вице-губернатор предложил рассмотреть возможность внедрения системы интеллектуального расписания: чтобы автобусы в час пик не ехали переполненными, на маршруте их должно быть несколько с минимальным интервалом. В другое время, когда транспорт не так востребован, расписание может и не корректироваться.

    Глава Единой транспортной компании Александр Васильченко отметил, что все интеллектуальные новшества в организации рабочего процесса позволили увеличить выручку и сделать перевозки прозрачнее не только в городской черте, но и за ее пределами. Так, по его словам, безналичная оплата - а по данным ЕТК, лишь 14 процентов белгородцев пользуется наличными деньгами в транспорте - помогла проследить за потоком пассажиров, сделать выводы о востребованности маршрутов и скорректировать прежнюю маршрутную сеть.

    Тихий протест

    Совсем скоро прежние принципы движения и маршруты останутся в прошлом: волонтеры с планшетами в руках уже дежурят на остановках и в автобусах. Пока они просто проверяют, как работают новые валидаторы. Узнать, сколько зайцев в маршрутке, можно, просто приложив карту к планшету контролера. Эксперты уже отметили, что с введением безналичной оплаты каждый автобус зарабатывает гораздо больше, чем до этого. С чем связан такой рост выручки, догадаться несложно: с банальным воровством водителей в прежние времена. Но прекратилось ли оно?

    Ответом на такой вопрос сразу после совещания с замминистра послужила ситуация на маршруте, следующем в поселок Разумное. Несколько десятков человек в салоне автобуса, включая собкора "РГ", до самого поселка ехали зайцами. Типичная ситуация: в начале маршрута и после водитель отказывается принимать оплату на входе, нарушая новые правила и мотивируя это заботой о благополучии собственного работодателя.

    - Вы мне сейчас скажете, что до кольца едете, а сами до самого аквапарка прокатитесь, - говорит он. - А за городской чертой за каждый километр - два рубля с лишним! Но меня не проведешь, будете на выходе платить, чтобы без обмана.

    Сколько пассажиров лукавят и экономят по 2,5 рубля на километре, сказать сложно. Только вот на линии теперь процесс контролируют муниципальные чиновники. Они заходят в салон, просят предъявить билеты. А их попросту нет ни у кого!

    - Мы не штрафуем пассажиров за безбилетный проезд, - признался один из них. - Но, как только заработает новая маршрутная сеть, будем. Пока просто останавливаем автобус и заставляем водителя всех обилетить. О том, что здесь водители так себя ведут, мы знаем, потому и стали проверять. Вот посмотрите наши бумаги: в одном автобусе всего три человека без билета, в другом - по несколько десятков зайцев! И так через одного. Вы только представьте, сколько денег может пройти мимо кассы!

    - Да как же они пройдут, если люди картами платят? - спрашиваю. - Мы же перечисляем за проезд через банк перевозчику, и какая разница - в начале поездки или в конце.

    - Примерно процентов двадцать все еще пользуются деньгами, - ответил мой собеседник. - И разница, при входе платить или при выходе, существенная. Представьте, нет у вас карты. Вы едете без билета всю дорогу, на выходе кладете наличные на полочку - и что? Ждете чек? Нет! Вы выходите и забываете о самой поездке. Он может даже не пробивать вам билет, а ваши деньги идут куда угодно.

    Начальник департамента цифрового развития региона Евгений Мирошников подчеркивает: совсем скоро водители будут полностью исключены из процесса оплаты. Даже в пригороде. Чиновники введут систему "вход - выход", и как раз на маршрутах, которые простираются за пределы городской черты, это должно сработать. На входе пассажир, приложив карту к валидатору, заплатит 20 рублей за поездку по городу, на выходе - дополнительную сумму за те самые километры, о которых так переживают водители в пригороде. Однако эта система - для карт, а как она будет работать с наличными, белгородцы узнают совсем скоро.

    А как у соседей

    В Курске тоже намерены реформировать систему общественного транспорта, однако пока эксперты изучают особенности движения по городу и ресурсы перевозчиков. Тем временем жители города жалуются на большие сложности с маршрутками и троллейбусами в вечернее время: после 20.00 передвигаться по областному центру, по их словам, лучше на такси. Проблема стала настолько резонансной, что решением озаботились на уровне региональных властей. Как сообщили в пресс-службе администрации области, в городском департаменте пассажирского транспорта решили добавить дежурные рейсы автобусов после 21.00. ПАЗы, по сообщению чиновников, должны поехать в поселок Северный, микрорайон Волокно, Северо-западный микрорайон и на проспект Вячеслава Клыкова. Движение будут контролировать.

    Поделиться