Поделиться

    Зачем Петербургу закон об уличных музыкантах

    Петербургские власти хотят ввести в правовое русло деятельность уличных музыкантов и театров. Законопроект "Об отдельных вопросах организации выступлений, не связанных с проведением массовых мероприятий" готовится к второму чтению.

    Новый документ, который должен утвердить порядок согласования и проведения уличных выступлений, был принят за основу в середине сентября. Его появление депутаты объяснили необходимостью содействовать "реализации прав граждан на творческую деятельность" - причем таким образом, чтобы это не мешало окружающим. Поэтому выступления предлагается разрешить только в строго отведенных местах, которые "определяются в соответствии со схемой и размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети интернет". И занять такое место артисты смогут только на основании согласованной заявки, которая будет действовать сроком до шести месяцев. Устанавливаются также число участников, время начала и длительность уличного исполнения "музыкальных, литературных и иных произведений".

    "Продолжительность не может составлять более шести часов в день, - указано в тексте законопроекта. - Количество участников уличного выступления должно соответствовать количеству участников, указанному в согласовании, при этом максимальное количество заявленных участников не может превышать десяти человек".

    Как поясняют инициаторы законопроекта, основная цель их предложения - ввести соответствующую деятельность в правовое поле, обеспечить артистам защиту закона. В сентябре в социальных сетях появились многочисленные сообщения о задержаниях музыкантов, конфискации инструментов, наложенных штрафах. Чаще всего в протоколах об административных нарушениях фигурировали статьи 7.1 КоАП РФ "Самовольное занятие земельного участка" и 19.1 "Самоуправство".

    - Такое уже было в Средние века, - отмечает художественный руководитель уличного "Театра имени которого нельзя называть" Дмитрий Казенис. - Когда стали брать налог со всех, кто торгует и выступает на ярмарках, появились артисты на ходулях и такое явление, как "человек-оркестр". Они не стояли на месте, перемещались, то есть с них нельзя было взять плату за землю. Закон нужен хотя бы потому, чтобы можно было обосновать, что можно и чего нельзя.

    - Сейчас мы никак не защищены, поэтому любой закон - это лучше, чем ничего, - считает и уличный музыкант Евгений. - Если он даст людям возможность выступать легально, это хорошо. Другое дело, что выдача разрешений может быть поставлена в зависимость от одного человека, и это плохо.

    Вторая причина - многочисленные просьбы граждан. Чаще всего на музыкантов жалуются жители окрестных домов, которым мешает шум, или прохожие, раздраженные скоплением народа на тротуаре. И хотя в большинстве своем горожане относятся к музыке на улицах положительно, считают это явление "составной частью петербургской атмосферы", но есть и другие мнения.

    - Ни разу не "атмосферно" слышать в отвратительном качестве звука и исполнения бесконечный перепев одних и тех же ворованных композиций, - написал в одной из соцсетей пользователь с ником Странник. - Город превратили в акустическую помойку.

    Самая спорная идея депутатов - лицензирование деятельности уличных музыкантов и возможность их регистрации в качестве самозанятых. От лицензирования недалеко до цензуры, а специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" установлен федеральным законом пока только в качестве эксперимента, то есть отработаны не все нюансы.

    - Если для включения нового режима будет достаточно регистрации в специальном приложении ("Мой налог". - Прим. ред.), сделать это несложно, - рассуждает Максим, который вместе с другом иногда играет на Сенной площади. - Но вот как будет рассчитываться сумма налога, если нам в шапку кидают кеш, непонятно.

    Кто-то из уличных артистов выступает для души, кто-то рассматривает эту деятельность как бизнес, как источник дохода. Отсюда разница в отношении к новому законопроекту. Поэтому обсуждать его плюсы и минусы парламентарии хотят с привлечением широкой общественности и самих музыкантов. А поскольку в Петербурге ужесточаются противоэпидемические ограничения, то "о втором чтении говорить пока преждевременно", заявили корреспонденту "РГ" в парламентском комитете по законодательству.

    Поделиться