Доходы жителей Урала обеспечили высокую покупательскую активность

От уровня зарплат и среднедушевых доходов зависит скорость хода экономической машины - оборот товаров и услуг, загруженность предприятий, устойчивость банков, объем налоговых сборов. Об этой прописной истине напомнил составленный РИА Новости рейтинг ста муниципалитетов по соотношению реальных средних зарплат на крупных и средних предприятиях и стоимости стандартного потребительского набора.

Используя источники Росстата за первое полугодие, аналитики в первую десятку вслед за столицей занесли пять западносибирских городов. Салехард, Сургут, Ханты-Мансийск разместили соответственно на 3-6 позициях, Тюмень и Нижневартовск - на 9-10-й. Относительно рядом, на 19 и 21-м местах, Магнитогорск и Екатеринбург. Курган, как всегда, в аутсайдерах - 86-й. Здесь покупательская способность вдвое меньше, чем в Салехарде, где "ценники кусаются", но и зарплаты выше почти втрое.

Есть альтернативные оценки зарплат. Если в списке РИА их уровень в Сургуте и Тюмени составлял 77 и 56 тысяч рублей, то по замерам HeadHunter в исследуемый период в индустриальном центре Югры в среднем работникам платили по 53 тысячи. В Тюмени же, согласно подсчетам "Авито Работа", в благополучном 2019 году в среднем "по кругу" выходило всего 37,2 тысячи рублей, а в 2020-м прибавок, за малым исключением, не было.

Но объективной объемной картины эти оценки не дают. Одно дело - отталкиваться от данных работодателей, другое - для получения среднеарифметического показателя объединить все категории трудящихся, включая и бюджетников, и нефтяников. И уж совсем иное - выводить медианные значения, разделив работников по уровню дохода. Вилка-то огромная. К примеру, в мае на юге Тюменской области, согласно статистике, сотрудники нефтегазового сектора получили на руки в 17 раз больше, чем мебельщики.

Впрочем, какую бы методику ни использовали, рейтинг РИА, очевидно, в целом верно отражает ситуацию. В первой десятке ожидаемо оказались города регионов, на территории которых сконцентрирована добыча углеводородов, куда преимущественно идет инвестиционный капитал.

- Много лет кряду Москва, Тюменская область вместе с северными автономными округами по доле инвестиций намного опережают другие субъекты Федерации. В 2019-м на лидеров пришлось свыше четверти всех вложений. Остальным от общего "пирога" достается, как правило, менее двух процентов. В январе-июне нынешнего года на фоне инвестиционного спада столица и "большая Тюмень" показали хороший прирост с равным плюсом в 13 процентов по отношению к первому полугодию 2019-го. Закономерно также их первенство по величине душевого ВРП, - отмечает профессор кафедры экономической и социальной географии МГУ Наталья Зубаревич.

Согласно данным Тюменьстата, в северных автономиях за полгода реальная зарплата ощутимо увеличилась, на Ямале к тому же зафиксирован и рост реальных денежных доходов - на 3,4 процента. В этой связи показательна динамика розничной торговли. Если в западносибирских регионах в июле 2020-го покупательская активность в целом оказалась даже выше, чем годом ранее, то, скажем, Свердловская область была еще весьма далека от уровня "допандемической эпохи".

Прямая речь

Антон Котяков, министр труда и социальной защиты РФ:

- Впервые с 2021 года минимальный размер оплаты труда превысит прожиточный минимум для трудоспособного населения. Возрастут и темпы роста МРОТ. По прожиточному минимуму: у 17-ти субъектов Федерации он по всем социально-демографическим группам выше, чем в расчетной модели Минтруда, у 11-ти сопоставим с ней, а в 61-м субъекте занижен, в отдельных регионах - на 30 процентов. То есть недофинансируется минимальный набор того, что люди должны иметь для обеспечения повседневной жизни.