Напомним, что информация об исчезновении и.о. посла КНДР в Италии просочилась в СМИ еще в начале 2019 г. Тогда сообщалось, что 44-летний Чо Сон Гиль, которого должны были заменить в ближайшее время на другого сотрудника, исчез из посольства КНДР в начале ноября 2018 г. Вместе с ним пропала и супруга. Достаточно быстро выяснилось, что дипломат сбежал. Спецслужбы Италии, США и ряда других стран Европы работали в тесном контакте, чтобы обеспечить его безопасность.
Считалось, что он либо остался в Европе, либо переехал в США. Чо и его жена были выходцами из семьи дипломатов. Их отцы сами в свое время были послами Северной Кореи в различных странах. Чо же ранее учился в Италии, хорошо разговаривал на четырех европейских языках. В мае 2015 г. прибыл на работу в посольство КНДР в Италии. В сентябре 2017 г. власти Италии в знак протеста против проведения КНДР ядерных испытаний объявили посла Северной Кореи персоной нон грата. После этого Чо Сон Гиль стал временным поверенным в делах, исполняя обязанности посла. В сентябре 2018 г. он получил уведомление о том, что в ноябре срок его командировки завершается и он должен вернуться в КНДР.
Информационную бомбу местного масштаба "взорвал" южнокорейский депутат от оппозиционной партии "Сила народа" Ха Тхэ Гён, которых входит в состав Комитета парламента по разведке. В своем аккаунте в соцсети Facebook он заявил, что сбежавший и.о. посла КНДР в Италии Чо Сон Гиль еще 15 месяцев назад, в июле 2019 г. прибыл в Южную Корею, где находится под защитой местных властей. В целях безопасности, а также по другим причинам официальные власти РК не раскрывали эту информацию. До этого аналогичную информацию озвучил и местный телеканал JTBC, также со ссылкой на источники в разведке.
Местные СМИ немедленно кинулись проверять новость. Министерство объединения и Национальная разведывательная служба РК отказались комментировать информацию, но при этом не стали ее и опровергать. В итоге новость официально подтвердил журналистам глава Комитета парламента по разведке Чон Хэ Чхоль, который представляет правящую Демократическую партию "Тобуро". Чон повторил слова Ха, что Чо Сон Гиль еще в июле прошлого года прибыл в Южную Корею и несколько раз добровольно выразил желание остаться именно в Южной Корее. Чон Хэ Чхоль отметил, что перебежчик с супругой прибыли в Южную Корею через третью страну, но отказался сообщать какие-то иные подробности. Было лишь добавлено, что Чон Сон Гиль "конечно же, сам не хотел, чтобы о его прибытии в Южную Корею было публично заявлено".
Насколько можно судить, правительство Южной Кореи не желало придавать ситуации огласку. Нынешнее политическое руководство Сеула делает ставку на развитие сотрудничества с Пхеньяном, а потому эта история точно не помогла бы налаживанию отношений с Севером.
Ряд южнокорейских СМИ со ссылкой на анонимные источники сообщил, что Чо Сон Гиль сам пришел в посольство РК в третьей стране и попросил его доставить в Южную Корею. Некоторые споры поначалу были, что стало с дочерью Чо, которая жила вместе с родителями в посольстве КНДР в Италии. Теперь подтверждено, что родители сбежали одни, а их дочь, которая в 2018 г. училась в старших классах, после исчезновения отца и матери была доставлена на родину, в Северную Корею.
Одно из южнокорейских изданий отмечает, что Чо не смог обеспечить сбор необходимых средств в валюте, которые посольства КНДР отправляют в центральный аппарат в Пхеньяне. Правда, это не объясняет, почему родители бежали в спешке, не взяв с собой дочь.
Формально данный побег стал первым в истории случаем отъезда северокорейского дипломата уровня посла именно в Южную Корею. Чо Сон Гиль также стал самым высокопоставленным перебежчиком из КНДР за последние 23 года после побега в 1997 г. секретаря ЦК Трудовой партии Кореи Хван Чжан Ёпа. В 1997 г. также сбежал посол КНДР в Египте, но он улетел в США. Отметим также, что в июле 2016 г. из Лондона через Германию в Южную Корею сбежал советник-посланник посольства КНДР Тхэ Ён Хо, который сейчас является депутатом оппозиционной консервативной партии РК. Тхэ активно призывал Чо Сон Гиля приехать в Южную Корею.
Стоит, впрочем, отметить, что Чо достаточно случайно стал временным поверенным в делах и.о. посла. До объявления "настоящего" посла КНДР в Италии Мун Чжон Нама персоной нон-грата Чо был первым секретарем посольства, а так как штат диппредставительств КНДР в Западной Европе обычно очень невелик, потому и оказался самым высокопоставленным после выдворенного посла дипломатом.