В рамках проекта грузовики, следующие через границу, заранее получают специальные навигационные пломбы, по которым можно отследить маршрут автомобиля, а также время и место, в котором пломба будет снята.
Использование подобных устройств призвано предупредить появление на рынках контрафактных или контрабандных товаров, на что давно сетует казахская сторона, а также сэкономит время для киргизских грузоперевозчиков, следующих в Россию или обратно. До внедрения ноу-хау время простоя фур на границе достигало четырех суток.
Казахская сторона официально признавала, что скопление большегрузов на границе происходило из-за усиленных досмотровых мероприятий. Местами пробки у КПП достигали восьмикилометровой длины.
О пломбировании транспортных средств стороны рассуждали давно, однако непосредственно к реализации проекта обе республики приступили буквально месяц-два тому назад - после того, как очередной спор между соседями пришлось рассматривать Евразийской экономической комиссии (ЕАК). К ЕАК апеллировала киргизская сторона, утверждавшая, что в отношении товаров, вывозимых из КР, Казахстан (РК) применяет избыточный контроль, по-прежнему объясняя это стремлением сократить объемы "теневого оборота" товаров.
Так или иначе, но евразийская инстанция встала в споре на сторону официального Бишкека, признав досмотровые мероприятия на границе барьером на внутреннем рынке ЕАЭС и обратилась к правительству РК с просьбой упростить процедуры. Нур-Султан согласился с условием, что киргизские перевозчики будут использовать навигационные устройства.
Как сообщают в минэкономики Киргизии, пилотный проект будет действовать до 10 декабря. До этого срока контрольно-досмотровые мероприятия на пунктах пропуска временно прекратят. За исключением, естественно, товаров, перемещаемых так называемым "самоходом" - челноками, пересекающими киргизско-казахскую границу своим ходом.
Контрольные мероприятия, по данным официальных источников, будут проводиться в отношении грузоперевозчиков только в нескольких случаях. Например, если опечатанный навигационной пломбой транспорт отклонится от заявленного маршрута следования на расстояние более километра; при самовольном вскрытии навигационной пломбы; при неисправности навигационной пломбы; при отсутствии связи с навигационной пломбой более часа; при отцепке прицепа в пути следования от активного транспортного средства.
Грузоперевозчики в пилотном проекте, как заверяют чиновники, принимают участие на безвозмездной основе.