12.10.2020 19:27
    Поделиться

    Какая школа для детей кочующих аборигенов лучше

    Сегодня на Ямале в интернатах учатся 8800 детей кочующих аборигенов Севера. Больше всех в России. Оторвать детей от семьи и на девять месяцев отправить в школу-интернат - для тундровиков всегда эмоциональное потрясение. Но куда сегодня без образования, даже в тундре. Это понимают все. И никто уже, как когда-то, не прячет ребятишек от вертолета, собирающего детей в школу.
    Татьяна Андреева

    В последние годы в регионах Крайнего Севера пытаются изобрести формулу, которая бы позволила решить почти неразрешимую задачу: чтобы дети и полноценное образование получали, и с родителями не разлучались. Семьи оленеводов кочуют со стадами, преодолевая по тундре сотни километров, перевозя чумы и весь свой скарб. Никакая школа за ними не угонится.

    Или угонится? На Ямале придумали несколько моделей образования для детей коренных народов. Их так и назвали - "кочевая школа".

    - Есть, например, опыт, когда педагоги круглый год ездят вместе с бригадой оленеводов. Обычно это две-три семьи. Детей у оленеводов, как правило, много, и в такой "школе-детсаду" набирается 10-12 ребятишек, - рассказывает первый замдиректора департамента образования Ямала Сергей Бойченко. - А есть небольшие модульные школы в факториях в тундре: сюда кочевники приезжают пополнить запас продуктов и топлива, оформить бумаги. Пока взрослые занимаются делами, маленьким педагоги дают уроки. Конечно, длится такое обучение не больше двух-трех недель, пока оленеводы снова не отправятся в путь. А потом снова не заглянут в факторию.

    Рассказывая о "кочевых школах", Бойченко замечает: образование в них дается только для дошколят и учеников младших классов. Об основном образовании пока не может идти и речи. Какая в тундре физика, химия и сдача ЕГЭ? Без интернатов обойтись, конечно, невозможно.

    Парта или хвост оленя

    К идее кочевого образования эксперты относятся неоднозначно. Вот, что, например, говорит Борис Павлов, профессор Института экономики Уральского отделения РАН:

    - Какое образование в условиях тундры? К каждому чуму педагога не приставишь. Нужно, чтобы дети кочевников видели в своей жизни что-то кроме хвоста оленя. Полноценное обучение возможно только в условиях интерната.

    Антрополог Александра Терехина проработала год воспитателем кочевого детского сада на Ямале в ходе научной экспедиции "Настоящие люди", кочуя вместе с семьей оленеводов. По ее словам, температура в чуме может быть близкой к нулю, а в полярную ночь при свете керосинки особо не позанимаешься. После долгого кочевья рабочий день у оленеводов может начаться и в три часа дня, а спать они могут лечь под утро. Иными словами, что нужно делать в тот или иной момент, диктует тундра, а не федеральные образовательные стандарты.

    Спросите у самих кочевников

    В дебатах "за" и "против" кочевых школ заместитель президента Ассоциации коренных народов Югры Людмила Алферова не встает ни на чью сторону, - она предлагает спросить у самих аборигенов, что им ближе.

    - Невозможно, чтобы учителя пришли в каждую семью оленеводов, - говорит она. -Но некоторые компромиссные формы обучения при современном уровне технологий применять можно.

    К слову, в Югре 1 сентября открылась первая стойбищная школа в деревне Русскинская. Дети в нее будут зачисляться, как в обычную школу и детсад. Но могут выбрать на какое-то время и дистанционное обучение, чтобы побыть дома. Принять такое решение могут родители. Это позволит сохранить традиционный уклад жизни кочевников.

    Сама жизнь детей в интернате - тяжелое психологическое испытание, особенно в первый год обучения. Чтобы хоть как-то приблизить условия для детей к тундровым, в каждом интернате на Ямале установили по чуму, оборудовали их как для кочевой жизни. Открыты этнопарки. Конечно, постепенно ребята адаптируются к жизни в интернате, но возникает другая проблема: они привыкают к тому, что все готово, теряют навыки жизни в тундре. Замкнутый круг.

    Своими глазами

    Из тундровых записей антрополога Александры Терехиной:

    "График работы кочевого детского сада был полностью обусловлен распорядком дня оленеводов. Каждый раз приходилось выгадывать такой промежуток, когда в чуме было относительно спокойно: не дымил костер, не пришел со смены дежурный, которому нужно сразу варить чай и ставить стол. Полноценную работу кочевой группы в период с октября по февраль осложняли темнота и холод. Даже днем внутри чума темно. Ненцы зажигают одну или две керосиновые лампы, но полностью осветить чум можно, только включив электрические лампочки, для чего требуется заводить генератор. Бензин тундровики стараются экономить..."

    Поделиться