Особенно напряженными эти дни были в крупных производственных компаниях, которые имеют свои представительства в разных городах страны. Оперативные штабы или рабочие группы были учреждены в энергетической компании "Россети", в нефтехимическом гиганте "СИБУР Холдинг", в компании "Уралхим" и во многих других компаниях.
Компания "Норникель" начала масштабное введение мер безопасности одной из первых и за несколько недель перевела на удаленную работу 10 000 сотрудников. Формат работы менялся в авральном режиме, но оказалось, что даже крупные производственные компании могут быстро перевести офисную работу на удаленный режим, если речь идет о здоровье сотрудников.
Многие офисные сотрудники хотели бы иметь удаленный режим работы или гибкий график, так говорят опросы общественного мнения. Новое поколение хочет гибче распоряжаться своим временем. Решение этих вопросов в "Норникеле" имело не самый высокий приоритет, но пандемия внесла свои корректировки, и пришлось экстренно решать, как это сделать. В марте и апреле основной удар пришелся на кадровиков и IT-службу, которой нужно было предоставить техническое оборудование и наладить бесперебойный удаленный доступ тысячам людей, большинство из которых никогда не работали из дома. Неизбежные вопросы, связанные с программным обеспечением, отменой командировок и очных мероприятий, работой сервисов и приложений, приняла на себя Горячая линия, она была оперативно организована на базе Общего Центра Обслуживания, который и до пандемии работал в компании.
"В пике обращений у нас работало 18 операторов и несколько координаторов от предприятий, которые готовили ответы на не типовые вопросы. Такая прямая линия связи помогла нашим работникам почувствовать уверенность, понять, что ситуация под контролем и им есть на кого рассчитывать", - рассказала вице-президент по кадровой политике компании "Норникель" Дарья Крячкова. - "Информирование сложно переоценить. Особенно, в период удаленной работы. Поэтому мы усиливаем сейчас каналы коммуникаций с нашими работниками. В нашем чат-боте, который работает на одном из популярных мессенджеров, можно задать любой вопрос и получить ответ".
Карантинные меры научили предприятия гибкости и ускорили время принятия решений, сделали компании более демократичными и открытыми. Если раньше, чтобы присутствовать на собрании, нужно было входить в топ-менеджмент, то в новых условиях достаточно было присоединиться к конференции. Банк "Хоум Кредит" провел свое ежегодное совещание онлайн, и если раньше в нем принимали участие лишь 300 руководителей, то онлайн-формат позволил подключиться к обсуждению более чем 2 000 сотрудников из 70 российских городов.
Работать в мессенджерах и в приложениях, использовать удаленные доступы, устанавливать программы, эффективно распределять время - навыки, которые пришлось освоить всем, кто перешел на дистанционную работу. Обеспечить сотрудников информацией о работе в новом технологическом формате призваны онлайн-курсы и мастер-классы. Компания "Норникель" начала разработку уникальной образовательной онлайн-платформы ещё до пандемии. Обучающие программы включали в себя командную работу, успешные кейсы, а вокруг этого образовательного продукта сложилось новое самообучающееся сообщество - курсы ведут сами сотрудники "Норникеля", ставшие профессионалами в своей области.
Обучение на онлайн-платформе стартовало ранее запланированных сроков. Когда очное обучение было полностью отменено, новый образовательный продукт стал единственным удобным способом обучения. За короткое время к платформе подключилось более 5000 сотрудников.
Темой первых вебинаров стала цифровизация. В октябре этого года в академии стартует программа "Цифроникель", которую пройдет каждый работник компании, чтобы развить свои навыки. Программа построена из коротких образовательных курсов по цифровой грамотности, цифровизации процессов, информационной безопасности, содержит элементы геймификации и будет доступна с мобильных устройств.
По пути организации онлайн-обучения пошли "Ростех" и "Ростелеком". Во время пандемии они также создали обучающие порталы для своих сотрудников.
Технологические изменения, незамедлительные управленческие решения, организация Горячей линии и техническое оснащение не достигли бы такого хорошего результата, если бы не сформированное доверие между сотрудниками и руководством. Каждый год в "Норникеле" проводится добровольный опрос, участие в котором принимают более 40 000 человек. Кроме того, в фокусе внимания кадровых служб находились темы карьерных возможностей и уровня вознаграждения. Подготовленные спикеры выходили на производство и рассказывали о системе оплаты труда, кому повысили вознаграждение и почему именно в таком размере. Открытый диалог, постоянная коммуникация внутри компании привели к повышению уровня вовлеченности - за два года этот показатель вырос на 10 процентных пунктов.
Сотрудники видят и то, как вела себя компания в регионах присутствия. С начала эпидемии "Норникель" выделил на борьбу с заболеванием 20 млрд рублей. На эти средства были закуплены медикаменты, оборудование и средства индивидуальной защиты. Такие действия внушают гордость и уверенность в завтрашнем дне.
"Оперативно перевести на дистанционную работу 10 000 человек и наладить все процессы получилось благодаря доверию, когда каждый из нас понимал, что если сказано слово или дано обещание, то это непременно будет сделано и выполнено", - отмечает Дарья Крячкова. - "И это стоит любого приказа или регламента. Причём также взаимодействия возникали на каждом уровне нашей организации. Мы ни разу не подвели друг друга в этой работе. И, на мой взгляд, только благодаря доверию, которое формируется из предыдущего опыта, можно в таких "военных" ситуациях действовать и быть успешными".