28.10.2020 12:48
    Поделиться

    Как не наделать ляпов в итоговом сочинении

    2 декабря российские одиннадцатиклассники напишут итоговое сочинение. Зачет по нему - допуск к ЕГЭ. Как подготовиться и не наделать ляпов? На вопросы школьников на Youtube-канале Рособрнадзора ответил разработчик тем для этого испытания, доктор филологических наук Алексей Федоров.
    Сергей Куксин/ РГ

    Напомним, открытые направления известны. Всего их пять: "Забвению не подлежит", "Я и другие", "Между прошлым и будущим: портрет моего поколения", "Время перемен", "Разговор с собой". Но это - только общие "указатели". А конкретные темы ученики узнают за 15 минут до начала сочинения в каждом регионе.

    - Насколько хорошо выпускник может рассуждать? Предлагать свои ответы на философские вопросы? Высказывать и аргументировать свою точку зрения? Все это проверяет сочинение, - рассказал Алексей Федоров. - Важно не просто написать свои мысли по заданной теме, а подтвердить их, опираясь на литературный источник. Это может быть художественное произведение, дневники, мемуары, публицистика, философские и научно-популярные трактаты… В общем, выпускник может использовать все, что есть у него в "читательском активе". Правда, опыт показывает: в 90% случаев ребята обращаются к произведениям школьной программы.

    Формальные требования? Их несколько. Минимальный объем не менее 250 слов (в зачет идут и предлоги и другие "служебные" слова - прим. ред.). Рекомендуемый - от 350 слов. Подсказка: сначала можно написать черновик, потом перечитать и пересчитать слова, и только потом переписывать текст начисто. Не забывать следить за временем: на все про все - 3 часа 55 минут.

    Работу нужно писать самому, без плагиата, шпаргалок, заученных текстов и схем.

    - Если вам нравится какая-то чужая мысль, можно спокойно на нее сослаться, указав источник. Развернутые цитаты - это отлично, только старайтесь не делать в них ошибок. Вы можете подтвердить чужую мысль или, допустим, показать, что все сложнее, чем кажется на первый взгляд. А можно оспорить ее, чтобы выстроить свое высказывание. При этом объем цитирования не должен превышать объем вашего текста - то есть половины всего сочинения, - советует эксперт.

    Важно: сочинение должно соответствовать теме. Часто школьники раскрывают не конкретную тему, а более общее тематическое направление, известное заранее. Искусственный подгон темы - большой риск получить незачет. Внимательнее нужно быть и с аргументами, с опорой на литературу.

    - Часто сочинения выглядят так: первый абзац - короткое мнение, тезис по теме, основная часть - подробный пересказ какого-то произведения. В конце повторяется тезис из вступления. Но так делать не надо! Не нужно подменять собственное рассуждение пересказом, - говорит Алексей Федоров. - Другая крайность: школьник не помнит, о чем произведение, и начинает импровизировать, искажает его до неузнаваемости. За такое тоже незачет.

    Правильная композиция и логика - без них никуда. А вот без речевых и лексических ошибок лучше обойтись.

    - Фактические ошибки тоже могут повлиять на итоговую оценку. Но чтобы был незачет, их количество должно быть критическим, - говорит Алексей Федоров. - А вот за грамотность, точнее - ее отсутствие, довольно много ребят получают незачет. Допустимое количество ошибок не более пяти на 100 слов. Причем учитываются орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.

    Вопрос - ответ

    Если приведен пример только из одного произведения, то могут ли поставить незачет из-за этого?

    Ответ: Нет, не могут.

    Нужен ли подробный анализ произведений, которые привлекаются при аргументации?

    Ответ: вы можете их анализировать, если это поможет в работе, но вы не обязаны этого делать.

    Имеет ли право участник на собственную оригинальную интерпретацию произведения?

    Ответ: Да, имеет. Важно, чтобы вы могли доказать свою точку зрения с опорой на литературный материал.

    Я увлекаюсь искусством. Можно ли при аргументации опираться на описание архитектурных памятников, картин, скульптур?

    Ответ: Можно, но не вместо литературного материала.

    Кстати

    Российское движение школьников опросило более двух тысяч учеников о том, что они сегодня читают. Оказалось, для почти 20 процентов ребят Александр Пушкин - один из самых любимых писателей. Они отмечают его "поэтичный слог", "наполненные сюжеты", "отсутствие воды" и "легкость восприятия смысла". Среди книг школьной программы, которые впечатлили школьников больше всего, на первом месте также оказались произведения Пушкина. Более 22 процентов опрошенных школьников отмечают, что "Капитанская дочка", "Дубровский" и "Евгений Онегин" произвели на них сильное впечатление. На втором месте среди популярных писателей - британская писательница Джоан Роулинг. С небольшим отставанием замыкает тройку лидеров американский писатель Рей Брэдбери.

    Как школьники хотели бы изменить учебную программу по литературе? 22 процента российских школьников хотят сократить обязательный набор русской классики и дополнить уроки изучением зарубежной литературы. Причем не только классической, но и современной. Более 10 процентов хотели бы видеть в ней книги о приключениях Гарри Поттера. Сразу за сагой о юном волшебнике идут произведения фантаста Рея Брэдбери и культового писателя Стивена Кинга.

    В целом более 49 процентов российских школьников поделились, что читают каждый или почти каждый день. 33,4 процента - читают несколько раз в неделю. Постоянно услугами школьной библиотеки пользуются 51,4 процента учеников, а 22 процентов посещают время от времени.

    Важная тенденция: 45 процентов школьников отмечают, что в период пандемии стали читать больше.

    Среди любимых жанров они отмечают фантастику и фэнтези (54 процента респондентов), классическую литературу (40,4 процента), детективы и триллеры (39 процентов), художественную прозу (33,3 процента) и любовные романы (32,5 процента).

    Из прочитанного вне школы ребята чаще упоминали "Гарри Поттера", "Мастера и Маргариту", "451 градус по Фаренгейту", "Портрет Дориана Грея" и "Виноваты звезды".

    Исследование мнения российских школьных библиотекарей также показало, что чаще всего ученики выбирают книги в жанре фэнтези. Среди популярных книг, как отмечают библиотекари, после "Гарри Поттера" идут произведения еще одной британской писательницы - Холли Вебб. Ее книги "вообще не задерживаются в библиотеке". Третье место делят между собой сразу несколько писателей - Александр Пушкин, чьи сказки особенно любят дети младшего школьного возраста, и книги писательницы Тамары Крюковой.

    Интересно, что "самым читающим возрастом" у школьников библиотекари называют период 9-10 лет (72,6 процента), немного отстают дети в возрасте 6-8 лет (52,1 процента) и 16-18 лет (32,9 процента). А вот ученики 8 классов, по мнению респондентов, читают меньше всего.

    Поделиться