Слова Франциска немедленно разлетелись по всем мировым СМИ с пометкой "молния". Однако, если приглядеться, неожиданной эту новость можно назвать разве что с большой натяжкой. Нынешний понтифик в бытность архиепископом Буэнос-Айреса уже поддерживал гомосексуальные гражданские союзы как альтернативу однополым бракам. А в 2013 году, беседуя с журналистами на борту самолета по окончании недельного визита в Бразилию, папа подтвердил позицию Римско-католической церкви, которая считает греховными акты однополой любви, но не гомосексуальную ориентацию как таковую.
"Если человек - гей и обладает доброй волей, и стремится к Богу, кто я такой, чтобы судить его?" - сказал тогда Франциск. Правда, в том же году в книге "На небе и на земле" Франциск, не отвергая возможность однополых союзов, назвал законы, "приравнивающие" гомосексуальные отношения к браку, "антропологической регрессией". На последующие высказывания оказывали воздействие внешние факторы. Так, в 2016 году, по требованию Европейского суда по правам человека, в Италии были легализованы однополые гражданские союзы (но не браки), против которых активно выступали католические организации. Это не помешало папе заявить почти сразу, что гомосексуалы заслуживают уважения и не должны подвергаться дискриминации.
Как полагают ватиканисты, принципиальная разница между прошлыми высказываниями Франциска и его последним заявлением в том, что он впервые за свое пребывание на папском престоле открыто поддержал идею принятия соответствующих законов, направленных на защиту прав представителей сексуальных меньшинств. Возникает вопрос: пошел ли Франциск против течения, отступив от доктринальной позиции Святого престола, которую соблюдали все его предшественники?