Куклы крымчанки украсили частные коллекции во многих странах мира

Взрослые, как и дети, любят кукол. Для одних они модный предмет интерьера, для других - еще один ценный экземпляр в коллекции, а для третьих - друг и собеседник. Жительница Симферополя Татьяна Терехова делает кукол из японского папье-маше. Чтобы стать настоящим мастером в этом деле, ей пришлось освоить несколько профессий - скульптора, шляпника и сапожника.
Из личного архива Татьяны Тереховой

Татьяна признается: увлеклась куклами случайно. Залюбовалась работами Натальи Лопусовой-Томской - известного российского мастера-кукольника.

Мастерица росла в творческой семье, отец - художник, окончил институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Татьяна тоже рисует маслом. И является хозяйкой большого швейного предприятия. А делать кукол начала пять лет назад.

- Крым переходил в состав России, люди оказались на время изолированными от мира, у меня было заминка в работе в связи со всеми этими событиями. И я решила это время использовать, чтобы научиться чему-то новому, - рассказывает Татьяна.

Мастерство она постигала самостоятельно. Первую куклу сохранила, говорит, что никогда с ней не расстанется, никому не продаст.

- Сейчас она мне кажется смешной. У меня не было опыта, я увидела в интернете фотографии карнавала в Венеции, решила сделать куклу. Не думала, что она кому-то понравится и мое хобби перерастет во что-то большее. Но, когда ее увидели мои друзья и знакомые, начали просить сделать им, на заказ, - говорит мастер.

Куклы отображают внутренний мир Татьяны. Они похожи на нее - такие же хрупкие и доверчивые.

- Я абсолютный пацифист, не приемлю насилие, только для защиты. Куклы у меня своеобразные, они из страны, где нет агрессии, не надо защищаться, они тоненькие, изящные, с длинными телами, очень добрые. Мои куклы разъехались по миру, у кого-то в коллекции, у кого-то дополняют интерьер. Они живут в Америке, Южной Корее, Израиле, Польше, Германии, - рассказывает Татьяна.

Ее сказочные персонажи подвижные, их можно посадить, повернуть им голову. Повторить куклу невозможно, каждая получается в единственном экземпляре.

- Я много работаю над лицом. Крымчане не хотят видеть яркую эмоцию. Поэтому куклы не печальные, а задумчивые. У них нет эйфории, как у веселых персонажей, - рассказывает Татьяна. - Анатомия лица - сложная вещь, если что-то сделать неправильно, кукла получится плоская и неинтересная. Пришлось консультироваться со скульптором.

Начинается работа с головы, это долгий процесс, голова и ручки - это отображение внутренней динамики куклы. Тело должно быть подвижным, а для этого надо знать анатомию, например, как устроен позвоночник. Иначе кукла получится статичная, "деревянная".

От сушки японское папье-маше становится очень прочным. Куклу лакируют, и ей не страшна влага.

После создания головы и тела куклы начинают одевать. Костюмы у них из дорогого благородного бархата, иногда из винтажного, которому 50-60 лет. Одежду декорируют кружевами, стразами, бусинами.

Татьяне пришлось освоить профессию шляпника и сапожника.

- Надо знать, что такое хорда подъема, союзка в обуви. Это целая наука, казалось бы, вот куколка, и ничего особенно в ней нет. Но, если хочется сделать что-то интересное, приходится освоить параллельно очень много разных профессий, - утверждает мастер.

На изготовление уходит 2,5-3 месяца. Заказчики Татьяны - мужчины и женщины разных возрастов и профессий. Ее куклы украшают дома и офисы предпринимателей, юристов, врачей. Принимая заказ, мастер долго общается с клиентом, чтобы понять, какую куклу он хочет, как она должна выглядеть. Со всеми покупателями Татьяна поддерживает связь, ей очень важно знать, что ее творения любят.

- Иногда я их дарю, когда вижу, что человек не может купить. Я знаю, что кукла будет в добрых руках, ее будут любить, - говорит мастер.

- Почему взрослые люди хотят иметь в своем доме куклу? Это дань моде, воспоминания о детстве или что-то другое, - спрашиваю Татьяну.

- Она может поддержать, и в ее глазах всегда есть ответ на вопрос. Она принимает нас такими, какие мы есть, - считает мастер.

Сейчас в работе у Татьяны восемь сказочных персонажей, один из них - средневековый Арлекин. Она делает кукол и для детей - веселых гномов.

Творит Татьяна в собственной мастерской, построенной рядом с домом. Здесь ее место силы и вдохновения. Где царит суета, там нет места творчеству. Должна быть соответствующая атмосфера и обстановка, уверена мастер.

Татьяна не принимает участие в выставках кукольников, хотя приглашения регулярно поступают.

- Тешить свое тщеславие не хочется. Признание для меня - это когда твои работы нравятся людям, и они их покупают. А соревноваться с кем-то - смысла не вижу. Те мастера, которые для меня авторитет, редко дают мастер-классы и не участвуют в выставках, - говорит Татьяна.

Своим мастерством Татьяна готова делиться со всеми желающими. Она мечтает о некоммерческих мастер-классах для детей из интернатов. Сейчас разрабатывает технологию создания куклы, которая была бы понятна и интересна девчонкам и мальчишкам.

Кстати

Интерьерная кукла - это предмет украшения дома, она создается вручную и часто в единственном экземпляре. Может быть помещена на полку, на диван, сундучок или декоративный стул.

Коллекционные куклы предназначены для коллекции, обычно их выпускают небольшим тиражом (максимально 50 тысяч экземпляров на весь мир). Авторские куклы еще более редкие.