Новости

09.11.2020 20:30
Рубрика: Общество

Знания по требованию

Нужен ли диплому о высшем образовании срок годности
Как могут эволюционировать образовательные институты? Одна из тенденций - переход от единожды выданных дипломов к тому, что называется "дипломом по требованию". Такое мнение спецпредставителя президента по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрия Пескова разлетелось по сети и наделало много шума.

О чем же в действительности идет речь и нужен ли дипломам срок годности? Все разъяснил сам спикер.

По мнению Пескова, людям будет выгоднее и удобнее иметь диплом, в котором содержатся отметки об актуальных знаниях человека, необходимых ему в работе, факты повышения квалификации, освоения новых компетенций. При этом фундаментальные знания, получаемые за время учебы в университете, являются ключевым преимуществом современных систем образования. Особенно - российской.

"Никаких инициатив нет. Но в мире, возможно, произойдет естественная эволюция цифрового диплома в диплом по требованию, которая займет 5-10 лет", - уточнил "РГ" Дмитрий Песков.

То, что знания устаревают - действительно проблема. Как еще ее можно решить?

- Диплом действительно не говорит о том, что человек умеет делать здесь и сейчас. Но он и не должен. Для этого существует система квалификаций и их подтверждения, - комментирует ситуацию гендиректор Национального агентства по развитию квалификаций (НАРК) Александр Лейбович. - Но сейчас в России все еще действуют системы квалификационных характеристик советского образца, которые не обновлялись 20, а то и 30 лет, и это мешает вводить новые, у которых как раз есть "срок годности" - 3-5 лет.

Разговор о том, что диплом требует подтверждения - разговор именно об оценке конкретных квалификаций на основе профстандартов. Как рассказала завкафедрой философии образования философского факультета МГУ им. Ломоносова Елена Брызгалина, подобные тренды эксперты обсуждают уже давно.

- Имеется в виду уход от бумажных дипломов к электронным с возможностью если не заменить, то дополнить их различными сертификатами, - уточнила Елена Владимировна. - Концепция "образование в течение жизни" становится сегодня не просто теоретической идеей, а практической необходимостью.

Диплом не показывает, что человек умеет здесь и сейчас. Но он и не должен. Для этого есть система квалификаций и их подтверждения

Знания нуждаются в постоянном обновлении. Здесь мы говорим в первую очередь о естественно-научном и инженерном образовании. То, что мы называем сегодня "hard skills" - "твердые" знания и навыки обращения с оборудованием, с техническими устройствами.

А вот гуманитарная культура, по словам Брызгалиной, никогда не устаревает, но и она тоже нуждается в развитии.

В обоих случаях речь идет о перспективах оценки результатов образования при быстром темпе изменений в науке, технологиях и в культуре в целом.

Общество Образование Реформа образования