10.11.2020 00:00
    Поделиться

    Жительница Дагестана занялась брендированием местных предприятий

    Среди 52 бизнес-проектов, представленных на республиканский конкурс женщинами-предпринимателями, одним из лучших признали проект школы дизайна и маркетинга Аиды Дагировой.
    Тимур Алиев

    Аида руководит студией Burak buro - это креативное агентство, где занимаются созданием и продвижением брендов и других продуктов в сфере дизайна, разработкой логотипов и фирменного стиля, созданием интерьера, IT-digital и маркетингом.

    - Мы изучаем целевые аудитории, их культурный и социальный бэкграунд, влияние экономических и технологических факторов на бизнес, эстетические предпочтения и стиль жизни, - рассказывает Дагирова.

    Своим опытом она решила поделиться со всеми желающими. Кому это нужно? К примеру, тем, кто хочет сменить специальность, повысить свой профессиональный уровень. Обучение может длиться, в зависимости от компетенции, от одного месяца до года.

    Как призналась предприниматель, в области креативного дизайна Дагестан пока отстает от других регионов страны. Курсы могут исправить этот недостаток, но здесь важна командная работа профессионалов.

    - В Дагестане в большинстве случаев не умеют работать командой, предприниматели не понимают, что это выгодно всем. Поэтому многие проекты разваливаются. В нашей школе я собираю спикеров и менторов, мыслящих креативно, а не стереотипами. Мы ввели курсы по психологии и общению с клиентами. Если в ходе обучения кто-то предложит оригинальные идеи, будем их реализовывать в нашей дизайн-студии, - продолжает Аида.

    Пандемия внесла большие коррективы в работу предприятий. Многие бизнесмены, не сумевшие приспособиться к новым реалиям, оказались на грани банкротства или были вынуждены свернуть свою деятельность. Грамотная организация маркетинга и умение видеть на несколько шагов вперед спасли бы часть из них.

    - Когда пандемия только начиналась, я поняла, что грядут серьезные перемены. В прошлом году мы снимали помещение, высокая арендная плата не давала развиваться. Решили, что пора уходить в онлайн, и это нас выручило, - отмечает Дагирова.

    Причем спаслись не только сами, а помогли своим клиентам. Аида приводит такой пример. С дизайн-студией в числе других сотрудничают мебельная компания и сервисный центр по ремонту грузовых автомобилей. До этого по ее совету на предприятиях ввели систему управления взаимоотношениями с клиентами, персонал прошел соответствующее обучение.

    - Когда нагрянула пандемия, эти фирмы ни на один день не закрывались, они сразу перешли на онлайн-работу с клиентами. Как результат - не потеряли заказы и сохранили команду. Объем работы даже увеличился. А компании, которые не захотели перестроиться и ждали, пока все само собой утрясется, пострадали, - говорит Аида.

    Предприниматель посетовала, что, учитывая менталитет дагестанцев, убедить их использовать современные методы продвижения бизнеса бывает непросто. На предложения о сотрудничестве многие отвечают: "Зачем нам реклама, соцсети, брендирование и позиционирование?" Но все больше тех, кто понимает, что без этого успеха в условиях конкуренции не видать.

    - Хотя у нас в регионе предприимчивый народ, начинающим бизнесменам бывает сложно правильно распределить финансы. Кто-то сначала ставит фирму на ноги, потом задумывается об "упаковке" - рекламе и продвижении, другие - наоборот. Предприниматели начали осознавать, что недостаточно открыть магазин и начать торговать. Сейчас все обращают внимание, какой у торговой точки дизайн, вывеска, как встречает покупателей персонал. Второй раз к тебе не придут, если плохо обслужили. Кстати, основная проблема во всех сферах именно кадровая. У нового поколения молодежи завышенные требования при отсутствии должных навыков, они неохотно учатся, зато хотят получить все и сразу, - считает Дагирова.Что касается стоимости услуг дизайн-студии, то она зависит в первую очередь от клиента.

    - Мы же не магазин с конкретными ценниками. В дизайне все зависит от нюансов и объема работы. Некоторые логотип воспринимают как обычную картинку, присылают взятый в интернете образец и просят сделать похожий. Но логотип должен отражать миссию, позицию на рынке, в этом его ценность. Кто-то из заказчиков хочет эксклюзив, другим нужна вывеска на несколько дней. Есть дизайнеры, разрабатывающие логотип за 100 тысяч рублей, а другие сделают ту же работу в два раза дешевле. Начинающие, которым нужна практика, так и вовсе плату не возьмут. При этом качество у всех может быть высокое, - считает предприниматель.

    Сейчас Дагирова увлеклась темой туризма. Ее мечта - разработать туристический бренд Дагестана. Пока в регионе ограничиваются продвижением гостиниц, ресторанов и развлекательных центров. Дизайнер считает, что тут работы непочатый край. Можно брендировать специализированные туры, в том числе для женщин, или инклюзивные экскурсии для людей с ограниченными возможностями. Как отметила Аида, возможностей для реализации различных проектов в Дагестане достаточно. Нужны лишь желание и профессиональная команда.

    - Делайте хорошо свою работу, и о вас будут говорить. Укрепляйте свою репутацию. Все достаточно просто: ваше имя должно ассоциироваться с тем, что вы даете слово и держите его, - поделилась рецептом своего успеха Аида Дагирова. .

    Тем временем

    На Ставрополье коллега Дагировой Маринель Вилк успешно занимается аналогичным бизнесом уже 11 лет. Начинала она с небольшой театральной студии, со временем ее дело трансформировалось в коммуникационное агентство, которое занимается продвижением бизнеса, пиаром компаний и организацией мероприятий в онлайн- и офлайн-форматах. В этом году она стала амбассадором национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".

    - 11 лет я являюсь индивидуальным предпринимателем, никакие кризисы и пандемии не закроют мой бизнес. Начинала же с того, что занималась образованием в режиме нон-стоп, - рассказывает Маринель.

    Агентство помогает организовать мероприятия для крупнейших торговых центров, банков, автосалонов. Компания регулярно сотрудничает с краевым министерством экономического развития и участвует в различных государственных программах, проводит мероприятия вместе со ставропольским центром "Мой Бизнес", где начинающего предпринимателя совершенно бесплатно проконсультируют, как и с чего начать бизнес.

    Поделиться