Как в полиции проверяют на детекторе лжи

Исследования на полиграфе в последнее время стали очень популярны при приеме на работу в компании, банки, силовые ведомства. Хотя процедура проводится только с письменного согласия, многие соискатели испытывают стресс. О том, может ли волнение повлиять на результат и как следует себя вести в процессе тестирования, "РГ" рассказал начальник отделения психологической работы, специалист-полиграфолог УМВД России по Курганской области майор внутренней службы Сергей Ивченко. За три года через его кабинет прошло около 700 человек.
Татьяна Андреева/РГ

Сергей Валерьевич, ваши подопечные волнуются во время исследования?

Сергей Ивченко: Наш основной контингент - кандидаты на службу в органы внутренних дел. Кроме того, тестирование проходят действующие сотрудники, назначаемые на вышестоящую должность. Те, кто приходит первый раз, обычно испытывают волнение. Чтобы снять напряжение, мы предварительно беседуем с кандидатом, стараемся установить с ним психологический контакт. Затем показываем, как устроен полиграф. Это компьютер с сенсорным блоком и датчиками, фиксирующими физиологические показатели организма. А кроме того, объясняем, как нужно вести себя в кресле, предлагаем даже посидеть в нем, адаптироваться.

А как надо себя вести?

Сергей Ивченко: Я советую принять, условно говоря, позу сфинкса. На кресле есть широкие подлокотники. Нужно полностью положить на них руки, ноги на всю ступню поставить на пол, смотреть перед собой. Глаза не должны бегать, жмурить их сильно тоже не стоит. На человека крепятся датчики, они же вмонтированы в подлокотники, спинку, сиденье, под ножки кресла. Малейшее движение пальцами рук или ног, легкий тремор, напряжение мышц - все отразится на мониторе. Если движение повторяется, мы расцениваем это как противодействие полиграфу и вправе прекратить исследование.

Может, человек слишком эмоциональный…

Сергей Ивченко: Если полагаться только на показатели прибора, специалист не нужен. Когда есть сомнения, проводим другие исследования, проверяем и перепроверяем данные. Вот пример из практики. Молодой человек устраивался к нам на службу. При тестировании мы говорили с ним про наркотики. Парень признался, что однажды попробовал их во время срочной службы. Не понравилось. Начинаю задавать вопросы, тут же полиграммы (графики) выдают повышенные психофизиологические реакции: сердце стало чаще биться, дыхание сбилось, словом, организм повел себя не так. Молодой человек утверждает: ничего, что связано с незаконным оборотом наркотиков, он не совершал. Идем по вопросам дальше. Реакция та же. В итоге сделали вывод: человек что-то скрывает. Спустя некоторое время пригласили его повторно. Он рассказал, что принимал наркотики не один, а более четырех раз. Всю правду скрыл, а организм его выдал. Встречаются среди тестируемых очень совестливые люди. Один, например, вспомнил, как в детстве украл у друга телефон, потом ему стало стыдно и он подбросил его хозяину. Можно ли человека считать вором? Мы не выносим поспешных решений. К каждому подходим индивидуально.

Вы всегда обсуждаете темы перед тестированием?

Сергей Ивченко: Обязательно. Темы открытые, касаются незаконного оборота наркотиков, оружия, связей с криминальным миром, совершения преступлений, склонности к злоупотреблению служебными полномочиями и т. д. За рамки темы не выходим. Это не допрос, а диалог, мы не пытаемся выудить какую-то информацию. Важно получить объективные данные. Поэтому человек должен быть спокоен, четко отвечать на вопросы. Если ему что-то непонятно, он может спросить об этом. Сама процедура достаточно монотонна и нетороплива, в среднем занимает не менее двух часов.

Были в вашей практике такие, кто не прошел исследование?

Сергей Ивченко: Полиграф проходят все. А вот негативную информацию скрывает примерно десять процентов тестируемых.

Можно ли обмануть полиграф?

Сергей Ивченко: Детектор оценивает физиологические показатели, которые не поддаются контролю. Можно, наверное, научиться контролировать эмоции и перехитрить технику, но опытного полиграфолога обмануть невозможно. Помимо показаний датчиков, мы следим за интонацией, тембром голоса, жестами. Разработаны специальные методики, позволяющие отличить правду от лжи.

Если полиграф способен любого вывести на чистую воду, откуда берутся коррупционеры?

Сергей Ивченко: Однозначно на этот вопрос трудно ответить. Надо знать все обстоятельства дела. К тому же полиграфолог не цыганка. Специалист вправе задавать вопросы только по фактам, которые уже свершились, и не может предсказать будущее. По нормативам заключение полиграфолога действует в течение года. А человек меняется. Возможно, на момент тестирования он был искренен, а потом изменился. Кстати, данные полиграфа у нас не принимают в качестве доказательств в суде. Исследование достаточно достоверное, но все-таки содержит дополнительную информацию и носит вероятностный характер. Если, допустим, следствие не подкрепило свое обвинение безупречной доказательной базой, полиграф не спасет.

Тем временем

В Кургане появились частные организации, предлагающие психофизиологическое исследование на полиграфе. Как рассказали в одной из компаний, чаще всего к ним обращаются работодатели, чтобы удостовериться в порядочности сотрудников или протестировать претендента на вышестоящую должность. Но, бывает, заходят семейные пары, желающие проверить на детекторе лжи кого-то из супругов.