В Кавминводах вокруг будущего терренкура разгорелись бурные споры

В курортном регионе готовятся приступить к реализации проекта "Кавминводский велотерренкур". Новый туристический маршрут свяжет города Лермонтов, Минеральные Воды и Железноводск, сделает доступнее здешние достопримечательности. Однако выяснилось, что у проекта имеется немало противников. Причем на интернет-платформе общественных инициатив и обращений даже появилась петиция с требованием тщательной проработки вопроса о целесообразности этого объекта.
Владимир Аносов/РГ

Оказывается, несколько лет назад для него из Бештаугорского заказника были выведены участки общей площадью более 200 гектаров. Оппоненты сразу же заявили, что прокладка такой тропы может нарушить уникальную экосистему и перекрыть пути миграции животных. Похожую точку зрения высказали и побывавшие в крае эксперты Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека.

"Рекомендуем отказаться от планов устройства велотерренкура, предусматривающих расширение существующих дорог на особо охраняемых природных территориях, а также укладку асфальта на участках, где он отсутствует", - говорится в отчете СПЧ.

Местные власти считают эти опасения преувеличенными и планируют в скором времени приступить к строительным работам. По словам губернатора Ставрополья Владимира Владимирова, города КМВ единая сеть дорог для двухколесного транспорта может связать уже к 2023 году. Это привлечет новых туристов, а значит, даст дополнительные средства на развитие всего курорта.

- Сейчас идет активное общественное обсуждение проекта, впереди - серия экспертиз. В зависимости от их итогов, а также мнения жителей КМВ любые параметры терренкура могут быть скорректированы, - говорит глава региона.

Но, вне зависимости от итогов и мнений, строительство никто не собирается отменять. Работы, на которые правительство страны уже выделило более 2,8 миллиарда рублей, хотят начать в следующем году.

Экологи замерили уровень радиации на маршруте: выяснилось, что местами он в три раза выше нормы

Кстати, на минувшей неделе общественные слушания прошли сразу во всех трех городах - Минеральных Водах, Лермонтове и Железноводске. Было решено создать общественный экологический совет, в который может войти любой желающий. При этом глава Железноводска Евгений Моисеев, например, призвал активнее включаться в обсуждение конкретных деталей, "а не просто сотрясать анонимными восклицаниями воздух в социальных сетях".

- Турпоток на Северный Кавказ растет каждый год, а новый терренкур станет самой протяженной экологической велотропой в Европе. Во время строительства мы постараемся максимально сохранить природный рельеф, а маршрут сделать комфортным для велосипедистов с любым уровнем спортивной подготовки, - пообещал мэр. - Кроме того, реализация проекта поможет улучшить инфраструктуру всего региона КМВ.

В одном лишь Железноводске, по словам мэра, удастся полностью восстановить и реконструировать длинные терренкуры до горы Развалки, Каскадной лестницы и поселка Новотерского, от "Западного" бювета до горы Железной и к санаторию Русь. Здесь поставят новое освещение и приборы видеонаблюдения, приведут в порядок туристические домики, устроят новые места отдыха с нестационарными кафе и павильонами для защиты от дождя с розетками для телефонов, проведут бесплатный Wi-Fi, а также восстановят питьевые бюветы на всем пути.

Недавно в поддержку проекта по уже существующим в городе участкам терренкура состоялся массовый велопробег.

В нем участвовал ставропольский видеоблогер и путешественник Никита Пешков. Корреспонденту "РГ" он рассказал, что, по его мнению, сам проект - это дело решенное. Возможно, будут какие-то изменения после экспертиз или под напором критики. Но в целом юридических препятствий нет.

- Маршрут пролегал по 11 километрам старых разбитых терренкуров в Железноводске, - рассказал корреспонденту "РГ" Пешков. - Получилась демонстрация в поддержку будущих планов: заброшенные, но явно перспективные территории вполне можно превратить в ухоженные и привлекательные места для гостей и жителей курорта. В то же время по-прежнему многие возмущаются: зачем закатывать терренкур в асфальт? Это довольно сложный вопрос. Лично я люблю кататься и по асфальту, и по бездорожью. Вполне понятны доводы тех, кто говорит, что сейчас, например, кольцевая дорога вокруг горы Бештау интересна тем, что там нет избытка признаков цивилизации. Дорога как бы и есть, но кататься по ней интересно из-за камней, корней и возможности съехать на совсем уж экстремальные трейлы и тропки.

Однако, продолжает Никита, идея велотерренкура в том, чтобы "продать" уникальные виды как можно большему количеству туристов. А добраться в такие места без хорошего дорожного покрытия смогут далеко не все.

Фактически и сторонники проекта и его противники согласны: в регионе КМВ явно требуется объект, который бы связал курортные города и достопримечательности единой туристической дорогой. Вопрос только в том, как воплотить в жизнь такую идею. И перед тем, как начнется стройка, власти и общественники, в том числе экологи, должны найти устраивающее всех компромиссное решение. Ведь спорных моментов в этом проекте предостаточно.

Горы помогут

Терренкур используется для санаторно-курортного лечения с дозированными физическими нагрузками в виде пешеходных прогулок, восхождений в гористой местности по определенным, размеченным маршрутам. По мнению медиков, это отлично развивает выносливость, улучшает работу сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, стимулирует обмен веществ, нервную активность, а также тренирует мышцы конечностей, туловища, стимулирует обмен веществ.

Кстати, самые известные и протяженные терренкуры России находятся именно в Кавминводах. Так, в Кисловодске их общая длина составляет более 30 километров. Известны и терренкуры в Железноводске, самый длинный из которых около восьми километров. Правда, последний раз их ремонтировали еще в советские годы. Именно они и станут основой огромного проекта.

Урановый тупик?

Нельзя не отметить еще одну особенность этих мест, на которую не обращают внимание власти, но не перестают указывать общественники и противники велотерренкура: это технологическое обустройство инфраструктуры будущего объекта. Здесь появятся не только дорожки, но и камеры видеонаблюдения, обзорные площадки, многочисленные торговые павильоны, то есть вдоль всего маршрута придется рыть траншеи для прокладывания линий электропередачи и кабеля для интернета. А ларьки надо устанавливать на армированные бетонные конструкции. И вот тут, предупреждают экологи, строителей поджидает довольно неприятная ловушка.

- Дело в том, что в недрах Бештау, а также соседних горах-лакколитах содержится урановая руда. Недаром еще не так давно здесь вели разработку урана. Потом рентабельность добычи упала и шахты законсервировали. Но источники ионизирующего излучения никуда не делись, - утверждает общественник Евгений Ефремов.

Недавно в соцсетях появился ролик: группа экологов прошлась по будущему велотерренкуру и замерила уровень радиации. Выяснилось, что местами он выше 160 микрорентген в час - то есть более чем в три раза выше нормы. У авторов видео возник резонный вопрос: если такие показания на поверхности, то что будет, когда рабочие углубятся в почву?

Увы, пока от властей ответа не последовало. Не исключено, что данные не совсем верны, но снять подобные опасения все же необходимо.

Мнение

Кирилл Кузьмин, уполномоченный по правам предпринимателей Ставрополья:

- С появлением велотерренкура возникнет большое количество ниш для появления самых разных микро- и малых бизнесов: от велоиндустрии до индустрии гостинично-ресторанного бизнеса. Очевидно, что строительство большой велодороги приведет значительное количество новых гостей в регион КМВ. И это будут качественно другие туристы. Те, кого мы сейчас здесь почти не видим: средний класс из мегаполисов РФ в возрасте 27-45 лет. Они готовы приезжать отдыхать просто на выходные, а не на несколько недель. Сегодня это очень перспективный сегмент мирового туристического рынка.