Основной задачей геологоразведки на этом участке площадью 8000 квадратных километров является поиск углеводородов. Именно на это из федерального бюджета выделяются немалые средства, полмиллиарда рублей, а значит, целенаправленно искать воду геологи просто не имеют права. Но осуществлять ее попутный поиск на маршрутах исследования без ущерба для основной работы - вполне реально. Тем более что власти республики попросили специалистов помочь собрать информацию о запасах живительной влаги под землей.
- Работа, которая ведется сейчас на Хаптагайском участке, не ориентирована на поиск воды. Она идет на федеральные деньги по госзаданию, и ее цель - уточнить геологическую структуру недр и выявить нефте- и газоносность. Но физика проводимых электрометрических работ позволяет наряду с поиском участков нефтегазонакопления на глубине до пяти километров обнаруживать и подземные воды. Причем в процессе поиска отрабатываются новые технологии и ноу-хау, которые уже показали результат. С их помощью мы можем находить месторождения подземных вод, о которых раньше не знали или только отмечали их признаки, - говорит министр природных ресурсов Калмыкии Очир Джамбинов.
Например, на трассы электрометрических работ попали колодцы возле поселка Большой Царын. Геологи выяснили, что это не просто колодцы. Под землей были найдены три крупные линзы месторождений подземных вод.
По словам Басанга Убушаева, главы Октябрьского района, на территории которого находится Большой Царын, наличие запаса подземных вод будет весьма кстати. Дело в том, что в районе практически нет естественных наземных или подземных водоемов. Здесь в основном используется нагнетаемая электронасосами волжская вода.
Конечно, еще предстоит определить точные объемы и качество воды, обнаруженной в Большом Царыне, а для этого нужно провести дополнительную разведку. Но предварительные данные электрометрии указывают на невысокую минерализацию подземных вод. А если эту воду можно будет использовать хотя бы для орошения полей, находка геологов окажется весьма полезной для экономики целого района. Также водоносные горизонты на глубине от 40 до 100 метров уже найдены в Малодербетовском районе.
Сейчас геологоразведка проведена примерно на 25 процентах обследуемой территории. Во время дальнейшей работы специалисты также будут выявлять не только месторождения нефти и газа, но и подземные запасы воды. Параллельно власти республики начинают разработку отдельной программы, ориентированной именно на поиски водных ресурсов. Ее планируется представить на рассмотрение федеральному агентству по недропользованию.
Между тем ситуация с водой в регионе ухудшается вместе с изменением климата. Именно в Калмыкии находится поселок Утта, официально признанный самым жарким местом в России. За несколько лет здесь высохли десятки колодцев. Некоторые калмыцкие села существуют только за счет привозной воды. Причем везти ее приходится издалека. На содержание хозяйства, на доставку воды уходят немалые средства. Попытки фермеров самим найти живительную влагу в выжженной степи не всегда оказываются успешными.
Особенно сильно дефицит воды ощущался прошедшим летом, когда из-за сильнейшей засухи в семи районах Калмыкии действовал режим чрезвычайной ситуации.